Новости
85 лет со дня премьеры хакасской драмы М. С. Кокова «Акун»
Дата: 20.10.2025

Постановка пьесы «Акун»
«В январе 1940 года в театр пришел молодой человек, держа под мышкой пухлую папку с рукописью своей пьесы, - вспоминает режиссер Иван Семенович Самохвалов, принявший в 1939 году художественное руководство Хакасским театром после М. А. Борзунова (последний стал главным режиссером русского театра). — Великолепное знание жизни хакасов, его фольклора, обычаев чувствовалось в материале пьесы. Предстояло облечь ее в сценическую композицию, убрать растянутость и рыхлость некоторых сцен, влить в них динамизм и действенность».
Ведущие актеры театра Е. П. Начинова, Н. И. Коков, режиссер И. С. Самохвалов, человек щедрой души, искренне полюбивший коллектив театра за энтузиазм, за творческий поиск и уважение друг к другу, помогали молодому драматургу.
«М. С. Коков отличался завидной работоспособностью, которая была подстать его скромности, он умел слушать собеседников, без спора принимал их справедливые замечания и писал, писал до тех пор, пока из-под его пера не выходила картина, сцена, эпизод, полностью отвечавший требованиям замысла пьесы и законам сцены», - пишет в своих воспоминаниях И. С. Самохвалов
Автору пришлось многое сократить в пьесе, ведь труппа была небольшой, а ролей первоначально намечалось около 50. Остались в пьесе три темы: историческая борьба, становление нового человека, разоблачение шаманизма. Так рождалась первая хакасская пьеса.
Актеры театра вспоминают, с каким трепетом брали в руки роли: ведь впервые им предстояло воплотить своих современников. Е. П. Начинова получила роль Анны, А. А. Шурышев — Акуна, Н. Н. Саражаков — шамана, Н. И. Коков — бандита Ольки, А. М. Топанов - Тохтобана, М. С. Саргов - Хачах, А. С. Саргова - Торгай, М. А. Созыев-Казана, Г. П. Котюбеев - Крзана, М. И. Топоева — Овдо, С. Шуры-шев - Ирепена, А. В. Щукин - матроса.
Режиссерский план выстраивался соответственно с авторским замыслом - показать движение масс за утверждение Советской власти в Хакасии. Изучение истории гражданской войны в Хакасии, встречи с её участниками помогли постановочному коллективу создать атмосферу времени.
Картина «Партизанский лагерь» получилась одной из лучших в спектакле. Александру Михайловичу Топанову к этому времени вернувшемуся в театр после лечения, удалось создать образ вожака народных масс Тохтобина, которому партизаны безраздельно верили. Тохтобин внимателен к людям, и это чувствуется в его распоряжении Камо и Хамчо, любит шутку и веселье…»
Из книги Э.М.Коковой «Чон чарии» (из истории Хакасского драматического театра) Абакан, 1991г.
Дополнительная информация для СМИ по телефону: 8 (909) 525-4478, пресс-служба Хакасского национального драматического театра имени А.М. Топанова; 8(3902) 248-120, пресс-служба министерства культуры Республики Хакасия