Книга тепла
Той. Дым. (Тайна семи дев) Хакасский национальный драматический театр имени А.М Топанова, г. Абакан, Россия Спектакль вывел на сцену подлинную жизнь народа, его живые традиции из самой дальней глубины веков. В ходе действия зритель оказывается вовлечён в ткань обрядовой повседневности, когда каждый жест, взгляд или слово является частью таинства. Одухотворение и почитание как живых существ, всех сил природы и предметов быта и производства, наделения их свойствами стражей и оберегов создаёт ауру волшебства вокруг обыденности. Подлинность происходящего не вызывает сомнения, будто прямо из хакасской степи неведомая сила перенесла на сцену эти горы, этих людей и их удивительные обычаи. Будто и не актёры они вовсе, а сами персонажи разыгранной драмы. А если точнее, то трагедии, по масштабу не уступающей Шекспиру. Соблюдение всех составляющих элементов древнего культа наполнено совершенно не формальным содержанием, полнотою чувств, силой любви, неистовостью мольбы о всяческом благе и процветании новорожденному члену человеческого общества. Без малейшего преувеличения, новый человек вымаливается и наделяется всевозможными почти божественными качествами и почестями. Но уже с рождения обретает тем самым неоплатный долг перед предками, вложившими в него столько усилий. Неразрывность этой взаимосвязи поколений даёт могущество и силу, мощную защиту и покровительство, если всё идёт как задумано. Но внезапные порывы чувств могут разрушить заведённый порядок и обернуться бедой. Поражает режиссёрское мастерское решение спектакля на ярком контрасте сочетания языческой самобытности с гротескным сюрреализмом современного балета, изображающего не менее символично те страсти, которые на протяжении всего существования человечества вмешиваются в чистоту помыслов и проявление милосердия: расчёт, корысть, тщеславие, страх общественного осуждения, сплетни, предательство и т.д. и т.п. Суетные потребности разрастаются до потребительской гонки: взрывания живых священных гор ради добычи полезных ископаемых, использование брачных уз ради укрепления благосостояния и статуса семьи, тренировка умения хлёстко бичевать кнутом во время праздничных традиционных игрищ. Народная удаль оборачивается жестокостью, а обрядовое принесение даров – превращением живого человека в заранее проданный дорогой товар. Связь народа с обожествлёнными силами природы выходит на уровень взаимодействия родной планеты с космосом, с потусторонним духовным миром, от человеческих ошибок и преступлений к покаянию и прощению. Но беспокойные предприимчивые полу-птицы полу-клерки продолжают грузить уголь.
Рада Черноусова
Сегодня были на спектакле "7 дев", просто невероятный, калоритный, атмосферный, необыкновенный! Невероятная атмосфера в театре, актёры очень душевные, чувственные, как умело передали боль и радость, связь с духами, традициями... Впечатления зашкаливают, не устанем обмениваться эмоциями, супер! Благодарю Вас за настроение, за то, что к нам приезжают такие гости, спасибо!
Анна Куклина
В Иркутске сегодня посмотрели спектакль "Той. Дым" по пьесе Т. Майнагашевой Хакасский национальный театр Топанова в рамках Третьего международного фестиваля национальных театров "Байкальский талисман". Спектакль очень атмосферно погружает в исконную хакасскую культуру и быт, подарил ту щемящую ностальгию по хакасской земле, на которой не раз посчастливилось побывать раньше
Максим Живетьев
02.06.25 / Спектакль «Той. Дым» Хакасского национального драматического театра – это поистине незабываемое театральное переживание, которое оставило во мне глубокий след. Он удивительно гармонично сплетает в себе ощущение светлой детской наивности и суровой, порой жестокой, реальности жизни хакасского народа. Захватывающий сюжет начинает разворачиваться с момента появления на сцене Странника – его история, понятная даже без знания хакасского языка, моментально затягивает зрителя в водоворот событий. Кульминацией становится сцена, где Странник, измученный горем и раскаянием, просит прощения у своей сестры, посыпая голову пеплом – этот жест, исполненный с невероятной искренностью, символизирует крушение прежней жизни и глубину его сожалений. Он словно оголяет душу, обнажая всю боль и безысходность.
Черноусова Рада Викторовна