НОВОСТИ

Мы продолжаем диалог о Вдохновении!


Мы продолжаем диалог о Вдохновении!

Республиканский конкурс авторских работ «Вдохновение», организованный Союзом театральных деятелей Республики Хакасии, получился по-настоящему масштабным. Настолько, что о новых перевоплощениях актеров, их безграничном таланте, а так же о не менее потрясающих произведениях знаменитых авторов и первых, но смелых шагах молодых проб пера, историях и сюрпризах можно говорить еще и еще.

Вечер встречи… Все символично!

Конкурс «Вдохновение» как оказалось, представляет собой не только раскрытие потенциала актеров перед критиками, режиссерами и любящей их публикой. «Вдохновение» – это шанс для местных драматургов заявить о себе, представить новое творение режиссерам и массовому зрителю.

«Мне впервые довелось увидеть театр в таком формате. – Поделилась своими впечатлениями Анастасия Васютина, студентка ХГУ. – Это прекрасная возможность насладиться целым спектром идей, эмоций, историй. Наблюдать полюбившихся актёров в совершенно новых и несвойственных им образах, услышать молодое, новаторское мнение начинающих свой творческий путь артистов и авторов. Впечатления незабываемые!»

Одним таким открытием оказалась новая пьеса С. Чебодаевой «Пик ханаттыглар» («Сильные крылья»). Читка пьесы была вне конкурса, но актеры Хакасского национального драматического театра им. А. М. Топанова Мария Кыстоякова, Анна Тургужекова, Инна Майнагашева, Геннадий Чаптыков, Арлекин Толмачев и актер Русского драматического театра им  М. Ю. Лермонтова Фарит Загидулин очень позабавили зрителей. Пьеса написана на хакасском языке, и мне, как человеку, не знающему языка, было сложно понять какие-то детали и шутки, но общая картинка, разыгранная на сцене, выстроилась, как пазл. История простая, знакомая всем. Или почти всем. Наши родители то и дело вспоминают такое событие, как встреча выпускников спустя годы после окончания школы. У всех жизни устоялись, сложились или не сложились, но каждому герою есть что рассказать, чем насмешить зрителей. Даже нам, не знающим языка, было весело. Обстановку на сцене нельзя назвать праздничной или торжественной. Герои просто встретились в обычной для них обстановке. Тут и шахматы на лавочке и коляска… Кто-то возвращается домой после трудового дня – простая жизнь любого двора. Но встреча проходит в форме «сдачи экзамена», потому что есть герой Фарита Загидулина, который все время переставляет фигуры на шахматной доске, и к нему со своим «билетом» подходит один школьный товарищ, потом одноклассница, вторая… Кажется все успешно сдали этот экзамен!

Джекил и Хайд!

         Что такое дебют? Это когда ты долго идешь вперед к четко установленной цели и наконец, достигаешь первой отметки с флажком. Но этот флажок, этот рубеж – не конец пути, далеко не конец. Впереди еще много таких отметок, но добираться до них будет уже чуть легче… Все потому, что нашлись, встретились на пути люди, которые поверили в тебя, в твои способности, и именно их поддержка придает сил двигаться дальше, к заветному «финишу».

         Я впервые ощутила всю прелесть достижения первой отметки на творческом маршруте в тот момент, когда настала очередь актерской работы по моей пьесе: «Беседы у камина: Джекил и Хайд», которую я написала, вдохновившись готическим романом Роберта Стивенсона – «Странная история доктора Джекила и мистера Хайда». Режиссером работы выступил Марас Чебодаев.

Актеры театра драмы разыграли кульминационный эпизод всей пьесы – обличение, покаяние несчастного доктора Генри Джекила, в исполнении Дениса Энгеля. Доктор своим роковым экспериментом решил нарушить порядок внутри человеческой души. Нарушить замысел Бога. А такие опыты всегда заканчиваются крахом для «самоуверенных» ученых. Вспомним «Собачье сердце» Михаила Булгакова или «Человек-амфибия» Александра Беляева. Пусть герои, придуманные русскими мистиком и научным фантастом, и не кончают свою жизнь трагедией, имя которой смерть, все равно, они идут против законов, которые выше и могущественнее человеческих разума и возможностей.  

Пожилой доктор, измученный последствиями своего опыта, рассказывает всю свою странную и страшную историю юной служанке Марри (Кристина Злотникова), которая совершенно случайно оказалась свидетельницей этого самого эксперимента и теперь разрывается между страхом, презрением и жалостью к страданиям Джекила. Она познает истинное лицо своего хозяина, сталкивается с его худшим «Я».

Денису в этой работе предстояла непростая задача: перевоплощение из несчастного, побитого и измученного Джекила, в злого, жестокого, порочного и неумолимого альтер-эго доктора – Хайда. Прямо на сцене, здесь и сейчас. Два абсолютно полярных героя… С этой задачей актер справился на ура! Все получилось невероятно гармоничным, настоящим и… таким живым! Я, как автор, хорошо знала свой текст, слышала его, видела, что актеры читали его с листа, но важно было то, КАК они его читали! С душой, хриплым надрывом, отчаянием… Кристина в образе Марри оказалась прекрасной, внимательной слушательницей и смелой девушкой. Она смогла увидеть в Хайде то, чего не видел никто, даже он сам. Человек состоит из бесчисленного количества светлых и темных тканей. Важно, какого цвета будет его одежда, каков будет его жизненный выбор. Есть ли шанс изменить вкус, попробовать что-то новое? На эти вопросы герои и пытаются найти ответ, беседуя у теплого камина.

По мере того, куда уходит беседа этих двоих, запертых в кабинете, как плененные птицы, напряжение и стены между ними тают. Появляются новые эмоции: спокойствие, трепет, герои переживают даже романтические минуты. Марри и Хайд, охваченные новым странным, но прекрасным чувством, мечтают о будущем, строят планы… Две души, измученные физическим и моральным пленом, жестокостью судьбы, находят в объятиях друг друга покой и бесценные мгновения счастья, которые нужны всем и каждому. И все это происходит под потрясающую музыку, немного волнующую, заставляющую сердце сжиматься в тески, хотя душа в этот момент совершенно спокойна и счастлива! Два маленьких пуфика, на которых сидят герои, превращаются в их личный островок страха, отчаяния, затем откровения, примирения, счастья и бесценных слов благодарности. Первый и последний танец – наслаждение для глаз и души. Забываешь, что Марри и Хайд находятся взаперти, в опасности. Стены кабинета расширяются, размываются и тают, как след дыхания на зеркале. Но Рок не заставляет себя ждать. Кого же он настигнет на этот раз?

«Отрывок произвёл особое впечатление. – Рассказала Анастасия Васютина после просмотра эпизода. – Игра актёров, их образы, движения, музыка, свет – всё притягивало внимание и захватывало его целиком, оставляя чувство таинственности и недосказанности, в чём я нашла отражение внутренней сущности современного молодого человека. Огромное спасибо режиссёру за то, что он воплотил на сцене идею автора пьесы именно в таком видении. Очень бы хотелось увидеть полную постановку спектакля».    

                                                                                                                                                                                                                                           Анастасия Спалевич