Персоны
30 марта 2020 года исполнилось 90 лет со дня рождения Дмитрия Килижекова. Имя заслуженного артиста РСФСР, заслуженного артиста Тувинской АССР Дмитрия Макаровича Килижекова гремела в театральной Хакасии вместе с его легендарной студией выпускниками 1956 года Ленинградского института театра музыки и кинематографии им. Н.Островского.
Родился Дмитрий Макарович 30 марта 1930 года в улусу Аршаново Алтайского района. Трудовой путь его начался в суровое военное время слесарем в колхозе. После окончания в 1947 году Покояковской семилетней школы поступил в Красноярскую школу фабрично-заводского обучения (ФЗО), после чего работал некоторое время на заводе «Металлстальконструкция».
Со школьной скамьи увлекался театром, даже играл главную роль в пьесе Михаила Кокова «Акун», но родители мечтали видеть сына педагогом, и по их настоянию Дмитрий Макарович поступил в Абаканское педагогическое училище. Будучи студентом каждый раз, приходя в театр, он вновь и вновь будоражил мечту о сцене. В 1951 году, во время набора в Ленинградский институт театра, музыки и кинематографии, он становится студентом актёрского факультета.
С того времени вся жизнь Дмитрия Килижекова связана с Хакасским областным драматическим театром им М.Ю. Лермонтова. За 30 лет актёрской деятельности он сыграл свыше двухсот ролей, создал целую галерею ярких образов, среди которых шаман Кака в пьесе «Акун» Михаила Кокова, Махмуд «Пеший Махмуд» Мустая Карима, Датико «Я вижу солнце» Нодара Думбадзе, Хароол во «Всходках» Михаила Кильчичакова, король Лир в одноимённой пьесе Вильяма Шекспира «Король Лир».
Особенностью творческого почерка Дмитрия Макаровича, по воспоминаниям актёров, работавших с ним, является обострённое внимание к разработке подтекста роли. Он мог так выразительно молчать, что зрители никогда не оставались равнодушными. Артист чаще в паузах, а не в словах, выражал чувства, мысли, сомнения своего героя. Это удавалось ему благодаря глубине вхождения в образ.
Дмитрий Килижеков был актёром редкого таланта, думающий, творческий и никогда не удовлетворённый. Он был человеком разносторонних интересов писал и говорил о театре на телевидении и в печати, работал внештатным корреспондентом хакасского радио и газеты «Ленин чолы», делился секретами мастерства с молодыми дарованиями, участвуют в концертах и творческих вечерах, интриговал товарищей выразительными рисунками карандашом, талантливыми скульптурами из дерева.
В последние годы в нём обнаружилось тяготение к режиссуре, и его лебединой песней стал спектакль по пьесе Алексея Дударева «Вечер», поставленный им в собственном переводе на хакасский язык.
Дмитрий Макарович ушёл из жизни 8 июня 1986 года, но остался в памяти современников беспокойным, ищущим истину в искусстве человеком, настойчивым и последовательным пропагандистом национального театра, а сотни уникальных сценических образов легендарного мастера, человека, творца остались в памяти потомков, как символ таланта и беззаветного служения искусству.
