Новости
Тайны театральных образов художника – гримёра Надежды Коковой
Дата: 12.12.2024
Сегодня в морозный декабрьский день отмечает свой юбилей художник - гримёр Хакасского национального драматического театра имени А.М.Топанова, заслуженный работник культуры Республики Хакасия Надежда Петровна Кокова.
Надежда Петровна - известный театральной Хакасии художник – гримёр. Её удивительные авторские работы гримёра-постижёра всегда вызывают интерес и у профессионалов, и у зрителей всех возрастов. В течение сорока одного года она помогает актёрам вживаться в свои роли, делится опытом с коллегами театров Хакасии, передаёт знания своим ученикам, проводит мастер-классы, экскурсии знакомя молодёжь с миром закулисья.
За плечами мастера огромный репертуарный багаж, более 100 спектаклей и тысячи сценических образов и не одно поколение артистов и звёзд хакасской сцены преображаясь, восхищала публику благодаря её творческой фантазии. Таковы незабываемые сотворённые художником образы в спектаклях режиссёров: «Тот, кто получает пощёчины» Леонида Андреева (режиссёр Юрий Нестеров), «Мария Стюарт» Фридриха Шиллера (режиссёр Эльза Кокова), «Ревизор» Николая Гоголя (режиссёр Сергей Болдырев), «Хай-Пырыс – Хай Ова Ата» Александра Чапрая (режиссёр Саяна Ултургашева), «Ада чирi» Алисы Кызласовой (режиссёры Светлана Чаптыкова, Нонна Галецкая) «Полоумный Журден» Ж.-Б.Мольера (режиссёр Юрий Майнагашев), «Алып Пиль Тараан» Михаила Кильчичакова, «Песня ветра» (режиссёр Баатр Колаев) и др.
Причёски, парики, косы, шиньоны, бороды, баки, усы, накладки, сценический грим - разнохарактерные образы мировой классики, современные герои, сказочные персонажи, самобытная этника подвластны чарам Надежды Коковой. Особое удовлетворение мастера всегда вызывали герои классики, где она черпает вдохновения, проверяя свои отточенные знания в создании эксклюзивных пудреных париков, объёмных каркасных причесок, буклин, локон, волн. Все они мастерски изготовлены за десятки лет к её любимым, значимым постановкам: «Мария Стюарт» Ф. Шиллера, «Опасный, опасный и очень опасный…» Л.Филатова, «Виндзорские насмешницы» В.Шекспира, «Принцесса Турандот» К. Гоцци, «Плутни Скапена» Ж.-Б. Мольера.
В её уютном цехе-мастерской, где любят бывать артисты, царит душевная атмосфера, там всегда можно поделиться театральными новостями, посоветоваться, до придумать, до искать, дополнить образ персонажа или подчеркнуть определенные характеристики. И хозяйка с удивительным энтузиазмом берётся за дело, привнося новые идеи в изменении внешности актера с целью создания выразительного образа. И всякий раз, приступая к работе над новым гримом, Н.П. Кокова исследует взятый сценический материал (пьесу) и детально прорабатывает, отмечая подробно внешность персонажа, черты его характера, возраст, профессию и т.д.
Сегодня свидетельством высокого профессионального мастерства Надежды Коковой стали вызывающие восхищения персонажи в масштабных полотнах современного репертуара театра. Обладая талантом, секретами гримерного искусства и умением воспроизводить разнообразные образы, какой бы сложности ни предъявляли эскизы постановщики - «Мастер и Маргарита» по роману М.Булгакова, «Той. Дым.» Т. Майнагашевой (режиссёр Тимур Казнов), «Ханума» А. Цагарели (режиссёр Александр Кладько), «Хуу инейнiн толлерi» Т. Майнагашевой (режиссёр Юрий Майнагашев), она с профессионализмом, виртуозно преображает всю труппу театра, а это не менее 30 разнохарактерных актёров.
В комедийных проектах Надежда Петровна даёт волю своей фантазии, становясь художником, который вместо холста рисует образы на лицах своих актёров. Она предлагает яркий спектр персонажей, тем самым интригуя зрителя причудливым символическим, гротесковым или сатирическим подбором внешнего грима. Таковы комедии: «Балаган» Ч. Мори (режиссёр С. Голодницкий), «Игроки» Н. Гоголя (режиссер И.Мухутдинов), «Женитьба» Н. Гоголя (режиссер В.Норенко), а юную аудиторию мастер радует великолепием постижёрских изделий в сказках: «Тайна замка на холме», «Буратино», «В поисках фламинго», «Капризная мышка Мими» и др..
Как отмечает сама Надежда Кокова, что если ты нашёл дело по душе, значит, ты никогда не будешь работать. Я из театра каждый раз ухожу с большим удовлетворением и с радостью иду в следующий свой театральный день…
Художник –гримёр, пастижёр одна из тех профессий, которая всегда остается за кадром, но, её филигранной, творческий подход требующей огромной сосредоточенности очень востребован и важен в каждом новом сценическом проекте театрального искусства.
Творческий коллектив театра Топанова поздравляет Надежду Петровну Кокову с юбилейной датой, желает крепкого здоровья, огромного счастья, вдохновения и новых ярких идей в рождении разнообразных, неповторимых и удивительных сценических образов.
Дополнительная информация для СМИ по телефону: 8 (909) 525-4478, пресс-служба Хакасского национального драматического театра имени А.М. Топанова; 8(3902) 248-120, пресс-служба министерства культуры Республики Хакасия