МИНИСТЕРСТВО КУЛЬТУРЫ РЕСПУБЛИКИ ХАКАСИЯ

Хакасский национальный
драматический театр
имени А.М. Топанова

Новости

Что было, что будет, или Почему Хакасия полюбила московского режиссёра

Дата: 04.11.2024

Что было, что будет, или Почему Хакасия полюбила московского режиссёра

Показать Хакасию по-настоящему, такой, какая она есть на самом деле, задача очень сложная, кажется, неисполнимая даже. Территория, где располагался в своё время древнейший очаг человеческой цивилизации, сохранила всю память тысячелетий, что не могло не сказаться на народе, населяющем её сегодня. Живущие здесь поколениями люди не только имеют особенную связь с природой, горами, небом – будто с рождения и до кончины связаны незримыми нитями с миром горним, но и историю могут чувствовать на уровне генетической памяти. Они знают, что было, что будет, что может быть.

Такая вот особенность – и, чтобы почувствовать, понять и принять её, человеку пришлому мало просто жить в этой республике долгие годы. Нужно начать воспринимать себя хакасом, стать здесь своим – только тогда эта земля полюбит тебя и очень осторожно начнёт открывать свои тайны. И с этой точки зрения феномен главного режиссёра Хакасского национального драматического театра имени А.М. Топанова Тимура Казнова пока объяснению не поддаётся. Речь сейчас идёт о спектакле «Той. Дым», с премьерного показа которого, по сути, начался новый, 94-й театральный сезон.

Спектакль-память, спектакль-любовь, спектакль-потрясение. И спектакль-вопрос: как за столь короткий промежуток жизни и творчества Тимуру удалось настолько глубоко проникнуться Хакасией, чтобы сделать такое? Увидеть, насколько красива эта земля, как правильны и глубоки её традиции. Что люди, населяющие её, обычные, как и везде, люди, со своими страстями, эмоциями и характерами, живы, пока соблюдают их. Но как только исчезают любовь и вера, погибает всё. И на место людей – или сами люди так видоизменяются – приходят мутанты, которым нечего здесь сохранять, нужно только брать – земли, недра, деньги, людские жизни и души. 

Всё это – в одном представлении. Представлении, заметим, без слов – только движения, музыка, пение. Свет и Тьма… Но большинство зрителей признает безусловно, что это одна из лучших театральных постановок Хакасского театра драмы. А на вопрос – «Лучше даже “Мастера и Маргариты”, поставленных хакасским театром драмы в прошлом году?» – отвечают: «Это другое!»

«Мастер и Маргарита» – литературная классика, которую знают все. «Той. Дым» создан по пьесе Татьяны Майнагашевой «Тайна семи дев» по мотивам рассказа хакасского писателя Митхаса Турана «Сайалбаан сюрместер» («Нерасплетённые косички»).

Интересный факт: на премьеру спектакля, как на праздник, зрителей пригласил народный артист России, художественный руководитель Московского губернского драматического театра Сергей Безруков. Впрочем, это действительно лишь факт – премьерные показы (27-29 октября) и без его приглашения состоялись при полном зрительном зале. За два дня спектакль посмотрело более 1000 человек разных возрастов из городов и районов республики. Равнодушных не осталось. Интернет заполнили потрясённые и восторженные отклики, с общим посылом: «Не ожидали, что это будет ТАК!». 

Как? Нам, живущим в Хакасии, всего лишь показали, как прекрасна наша республика – будто раскрыли глаза на многое, чего не замечаем, над чем не задумываемся. Такой, казалось бы, простой сюжет – рождение дочери в хакасской семье, и как тонко, бережно восстановлены и показаны все обряды, связанные с этим, с дальнейшей жизнью её рода, всего села. Ничего не кажется притянутым, зритель на самом деле погружён в действо. Просто всё так красиво, по-настоящему, и хакасские мифы искусно обрамляют бытовую жизнь, а актёры не играют – они живут в своих ролях. И веришь, что всё было именно так – такую одежду носили, именно так играли и пели, так трудились и переживали беду. Всем театральным коллективом проведена огромная работа ещё и по восстановлению памяти. Каждый костюм, каждая деталь будто оттуда, из прошлого.

«Очень много изысканий было произведено. Точно ли так это делалось, как именно, в каком населённом пункте? Как играли, как пели, как младенца пеленали, почему такое действие, как правильно смотрели, какую ткань для одежды использовали, почему ножницы в колыбель клали? Из таких деталей создавалось полотно спектакля. Мы хотели сделать каждое действо, касающееся этнографии, максимально достоверным», – рассказывает Тимур Казнов.

На самом деле в спектакле три чётких сюжетных линии – этнографическая, изображающая Хакасию, которую мы чуть было не потеряли, социальная, повествующая о том, что, как только на земле убивают любовь, умирает и сама земля. Третья как раз про любовь. Все три сначала кажутся равнозначными, трудно выделить главное – но оно вырывается само, и неожиданно понимаешь, что, даже не замахиваясь на наше «театральное всё» Уильяма Шекспира, режиссёру и актёрам удалось рассказать о Ромео и Джульетте. И хакасская транскрипция юных влюблённых получилась очень выразительной и сильной.

Этот спектакль стал первой частью театрального триптиха. Вторая часть будет вокально-драматическим спектаклем «Степь», а третья посвящена хакасскому эпосу.

Проект «Той. Дым» был реализован в рамках объявленного в России Года семьи и государственной программы республики «Культура Республики Хакасия» в целях сохранения материального наследия и нематериального этнокультурного достояния Хакасии (02.05.2023 № 336).

Мария Орлова

 

 

Дополнительная информация для СМИ по телефону: 8 (909) 525-4478, пресс-служба Хакасского национального драматического театра имени А.М. Топанова; 8(3902) 248-120, пресс-служба министерства культуры Республики Хакасия