Чтобы опять удивить зрителей, Хакасский национальный театр имени Топанова пригласил хореографа из Санкт-Петербурга. Ведь в новом спектакле Тимура Казнова «Той. Дым» почти не будет слов, а будет много движений и музыки. Мы поговорили с Павлом Рябовым о современной хореографии, об особенностях нового спектакля и соединении традиций с современностью.
Павел Рябов закончил Карельский колледж культуры и искусств (хореографическое отделение), потом работал артистом балета в Государственном ансамбле песни и танца Карелии «Кантеле». Рассказывая об этом, он отмечает, что у карельского народа тоже присутствуют свои обычаи, свои традиции, то есть работа с национальными особенностями для него не нова. После окончил Академию имени Вагановой как балетмейстер и работал с разными танцорами и артистами. Об особенностях постановки хореографии в этом спектакле мы расспросили Павла поподробнее.
Вы работает обычно с профессиональными танцорами. Каково работать с артистами драматического театра?
- Да, чаще я работаю с танцовщиками-профессионалами разного уровня подготовки. Но и с актерами театра работал. Мне интересна актерская наполненность, в том числе, и у танцоров. Не просто танец, а тот, который несет определенные смыслы, образы, характеры. У танцоров, артистов балета больше проработана внешняя форма танца, а наполнение для них второстепенно. Актеры театра больше про «что», а уже потом «как». И в этом есть соединение, которое мне интересно. Когда работаешь с актерами, им нужно объяснять, почему именно такое движение, что оно несет, что показывает. Мне нравится переводить внутреннее содержание актеров в форму танца.
Что дает спектаклю качественная красивая хореография? Зачем нужны танцы и пластика в спектаклях?
- Мы выстраиваем образы и собираем смыслы через движения тела. Как оно расположено в пространстве. Нам важно в этом спектакле, как актер стоит, как двигается, что означает жест. Мы считываем с тела всю информацию, поскольку слов нет. Тело нам рассказывает историю, формирует реальность этого спектакля. Мы показываем заземленность в традиционной части спектакля, воздушность и невесомость при рассказе о мире духов. И есть еще сороки, которые существуют в другом ритме, соединяя материальный и духовный мир.
Теперь понятно, что именно идеей такого особенного спектакля Вас и удалось «заманить»…
- Да. Мне нравится работать именно с традициями, в них богатый материал. Из традиций, как из колодца, можно постоянно черпать смыслы, образы, с которыми интересно работать, не только как хореографу.
Но всё-таки у вас здесь современная хореография. Почему именно она здесь нужна?
- Потому что мы уже в современности, нам интересно соединять современность и традиции. Я «за» то, чтобы традиции сохранялись, чтобы мы их вплетали в современность и привлекали этим разных зрителей. У молодежи клиповое мышление, большие скорости. Причем мы зачастую и не понимаем, куда мы несемся на таких скоростях, создаем хаос вокруг. Для меня современность – это учитывать опыт прошлого, быть в настоящем и смотреть в будущее. И мне важно, чтобы в современном танце было соединение прошлого и будущего. Нужно уважать опыт предков, там есть много смыслов, которые могут сейчас нам помочь и обогатить. Но также это и в другую сторону работает – нужно учитывать, что все движется, молодежь меняется. Чтобы пожилое поколение тоже считывало движения и было в диалоге, чтобы они позволяли молодежи брать традиции, по-своему их читать.
А традиционные наши хакасские танцы, музыку, Вы каким-то образом используете?
- Я обращался к хакасской культуре. Я и сейчас обращаюсь к этому багажу знаний, мне рассказывают о традициях, о смыслах. Например, поворот от солнца и к солнцу, из этого тоже складывается язык движений. Где традиционно располагались мужчины и женщины, это важно для выстраивания мизансцен. Мы в процессе работы обращаемся к этим традиционным смыслам и из них выстраиваем классический рисунок.
Как вам работается с нашими хореографами?
- Они участвуют в спектакле. И это взаимный обмен опытом, информацией. Для меня это важный диалог, я никогда не настаиваю, чтобы делали именно так, как я скажу. Они выходят на сцену, они рассказывают историю, поэтому я от них тоже что-то беру.
Как отмечают в театре – это большая удача и для артистов, и для хореографов работать с художниками такого уровня. Это повышает планку, поднимает мастерство и обещает нам, зрителям, невероятное представление. Основой для спектакля стало произведение Татьяны Майнагашевой «Тайна семи дев», написанное на основе рассказа Митхаса Турана. Художником по костюмам и сценографом в новом спектакле выступает Екатерина Ряховская, знакомая нам по «Мастеру и Маргарите» (14+). Художник по национальным костюмам Тамара Абдина. Музыку в спектакле создают Татьяна Шалгинова и Аржан Тодош. Все эти имена гарантируют высокое качество готовящейся постановки, премьеру которой мы увидим 26 и 27 октября!
Юлия Мизонова