В осаждённом немцами Ленинграде в полуразрушенном доме случайно встретились Лика, Марат, Леонидик. Ни ужасы блокады, и потеря родных, ни разруха и страшный голод не смогли помешать зародиться в душах подростков самым чистым искренним чувствам — на долгие годы сохранят они дружбу, возникшую в юности. Но дружить втроём можно, а любовь на троих не делится…
В роли главных героев спектакля молодые актёры Хакасского национального драматического театра имени А.М. Топанова. От событий Великой Отечественной войны их отделяют несколько десятилетий, но артисты играют так, что вжимаешься в кресло, не смея отвести взгляд от сцены. Складывается абсолютное ощущение, что перед нами ожившие герои тех лет. Искренняя, наивная и мечтательная Лика в исполнении Алины Гетмановой. Храбрый, ершистый, дерзкий и в то же время ранимый Марат, он везде должен быть лучшим и первым — Митхас Абдин. Романтичный, не боящийся показаться слабым или смешным Леонидик — Михаил Карачаков. Как и свойственно молодым, они совершают ошибки, дают волю характеру, не слышат друг друга, не умеют прощать. И вместе с тем не перестают верить в лучшее, мечтать и… любить.
— Давай потанцуем! — предлагает Марат, ютясь на пару с Ликой в небольшой комнатушке с единственным на весь дом неразбитым окном, чудом уцелевшим после бомбёжки.
— Музыки же нет.
— А зачем нам музыка?! — удивляется новоявленный ухажёр.
— Даже стыдно — вокруг столько ужаса, а мы танцуем. Одно страшно: мы ко всему привыкли, я уже совсем не боюсь мёртвых… — жалуется 16-летняя Лика.
И даже в таких, казалось бы, нечеловеческих условиях может вспыхнуть нежное, чистое, светлое чувство. Любовь, которой отмерено блокадным Ленинградом то ли час, то ли день, то ли вечность… Вскоре Марат и Лика повстречают Леонидика — обессиленного, больного, голодного мальчишку в смешной ушанке, которого приютят у себя, накормят и выходят. Оказалось, что Леонидик украдкой пишет стихи. О ком? Конечно, о Лике! Сцена за сценой, диалог за диалогом, в сердцах зрителей теплится надежда на счастливую развязку, по крайней мере, для двоих. Ведь рано или поздно один в этом отнюдь не равнобедренном треугольнике останется лишним.
Спектакль идёт на хакасском языке с синхронным переводом на русский. Надо сказать, что это никак не мешает восприятию. Пронзительная история любви, где каждому герою приходится делать нелёгкий выбор, воспринимается на одном дыхании, захватывает. И невозможно предугадать, что же произойдёт в следующую минуту. Сюжет оказывается непредсказуем, как сама жизнь. А камерная обстановка малого зала и аскетичные декорации на сцене, что волей режиссёра выживут вместе с героями в тяжёлые годы блокады, ещё больше погружают зрителя в атмосферу происходящего. Действие спектакля начинается в голодном 1942 году, продолжится в мирном 1946-м и закончится в канун Нового, 1960 года. За основу постановки Саяна Ултургашева взяла одну из лучших пьес Алексея Арбузова «Мой бедный Марат». Получилась трогательная и пронзительная история. В этом спектакле нет ни единого выстрела, масштабных батальных сцен. История о другом — когда сила, мужество, гордость являются слабостью, а растерянность и нерешительность фатально влияют не только на собственную судьбу, но и остальных. И целой жизни может не хватить, чтобы исправить совершённую ошибку… Не случайно название спектакля, как и второе название пьесы Арбузова — «Не бойся быть счастливым» [12+]. Этот призыв относится абсолютно к каждому человеку, ведь недосказанность и стеснительность, а может быть, наоборот, излишняя самоуверенность и принципиальность могут лишить нас самого главного. Как же легко порою запутаться в самом себе, как сложно открыто и прямо сказать о своих чувствах! И как просто сомневаться и жалеть там, где нет места сомнениям и жалости. Третий — лишний, очевидно, что одному из двоих надо уйти, отступить.
...Марат, который в осаждённом фашистами Ленинграде мог найти цветы и кусочек сахара для Лики, который ушёл на фронт, едва исполнилось 18, а вернулся лихим разведчиком и Героем Советского Союза — высокий, статный и гордый Марат уедет строить мосты, соединять берега, города и других людей, так и не соединив в своей собственной жизни две половинки в одно целое… А как же Лика? Станет врачом, как хотела в юности. Для Леонидика война не пройдёт бесследно — он потеряет на фронте руку, но не потеряет любовь и стремление писать стихи своей любимой женщине. А жизнь идёт, только ускоряя свой бег и не давая шанс изменить уже принятые решения. Или, всё-таки?..
Спустя 14 немыслимо долгих лет эти трое встретятся снова, чтобы найти ответ на главный вопрос. В холодный декабрьский вечер накануне Нового года нужно успеть сказать все слова, которые рвут душу на части. Чтобы не опоздать. Совсем. Навсегда.
№ 45 (24713) от 27 апреля Мария БАНЬКОВА