Новости
Как безоблачное синее небо
Дата: 06.12.2022
Валентине Спириной, талантливой актрисе, которой зритель верил с первых шагов на сцене и с первых слов роли, 1 декабря исполнилось 90 лет со дня рождения.
Родилась она в Туиме в большой дружной семье. Затем Спирины переехали в Абакан. Здесь глава семьи Иосиф Фёдорович работал на ответственных должностях. В доме было очень много книг, все любили читать, а ещё петь хакасские песни. Самым же большим событием для Вали, как впоследствии вспоминала актриса, были походы в театр. Во-первых, долго наряжаешься, чтобы хоть немного походить на красавиц-актрис Екатерину Начинову, Клавдию Чаркову. Во-вторых, после спектакля в фойе устраивали танцы!
Вглядываясь в зеркало, девочка понимала, что на сцене наверняка ей не стоять. Но почему бы не помечтать?..
Однако судьба улыбнулась Валентине. В 1951 году в числе 24 юношей и девушек она поступила в Ленинградский театральный институт имени А.Н. Островского.
«Училась Валентина легко. Она была умна, начитана. С хорошим музыкальным слухом, с красивым голосом. Дуэт Вера Чебодаева — Валентина Спирина делал наш курс знаменитым на весь институт. Светлая, добрая, весёлая студентка хакасской студии», — такой запомнил Валентину Спирину её сокурсник, театровед, заслуженный работник культуры Хакасии Леонид Инкижеков. В своей книге «Театр — жизнь моя, театр — счастье моё» он оставил много добрых слов об актрисе.
По окончании института в Абакан с тремя дипломными спектаклями вернулся курс в количестве 15 человек. Другие отсеялись, не выдержав испытаний. А ещё один студент, Александр Тугужеков, после первого курса решил учиться на режиссёра, для чего поступил на соответствующий факультет ГИТИСа.
В 1958 году он начал работать в Хакасском театре. Молодые артисты, полные энергии творить, и талантливый режиссёр. Тогда, по воспоминаниям зрителей и актёров, в театре царил дух творчества, поисков и успеха, а залы были полны.
Валентина Спирина с гордостью говорила о работе с режиссёром Александром Тугужековым: «Мы ему верили. Счастье и мука было с ним работать. Китайские авторы, древнеиндийский драматург Шудрака, «Легенда о любви» Н. Хикмета. Он «ломал» нас, «лепил» из нас образы: пластика, танцы, жесты. Порой он был очень жестоким, требовательным. Мы обижались на Сашу. Но потом зритель одаривал нас такими аплодисментами и любовью, что мы были счастливы, обнимали режиссёра и благодарили».
Мне хочется подписаться под каждым словом Валентины Иосифовны Спириной. Ведь и нам, выпускникам Ленинградского института театра, музыки и кинематографии 1974 года, посчастливилось работать с Александром Васильевичем Тугужековым.
Впервые же встретилась с актрисой на сцене в спектакле «Проделки Айдолая» Г. Котожекова (режиссёр Василий Ивандаев, 1975 год). Валентина Спирина играла байшу Тыртыс, а я дочь бедняка Тану. Появление её героини заполняло сцену, казалось, сметало всё и всех. Её голос, игра завораживали.
Ещё один запомнившийся образ, к созданию которого Валентина Спирина, казалось, не прилагала никаких усилий, — прачка Мот в спектакле «Моя жена — лгунья» Э. Мэйо. Она выходит на сцену с папиросой в зубах, в руках корзина с бельём. Начинает говорить, успевая при этом перебрасывать папиросину из одного уголка рта в другой. Зритель хохочет, видя эту «штучку», а молодые актёры на сцене ищут место, куда спрятаться, чтобы не выдать смеха. Комедийный, драматический дар был дан актрисе. Ему не учат в институте. Это её талант, наблюдательность, работа над ролью.
«Я простая актриса без званий, но честно играю для своих зрителей. Хочу, чтобы они верили: я одна из них». Это признание Валентины Иосифовны — в моём сердце.
Вера Чебодаева, её подруга со студенческих лет, играла на сцене женщин знатных: Клеопатру («Цезарь и Клеопатра»
Б. Шоу), Клементину («Забыть Герострата» Г. Горина), Гертруду («Гамлет»
В. Шекспира). Она и в постановке Василия Ивандаева по пьесе «Дом Бернарды Альбы» Г. Лорки (1978 год) сыграла главную роль. Бернарда — властная хозяйка, а Понсия — в прислугах (Валентина Спирина). В спектакле они были равны в диалогах по силе духа. Служанка защищала молодых дочерей Бернарды, которых та заперла на несколько лет из-за траура по мужу. «Я верная слуга своей хозяйки, моих графинь, королев», — шутила актриса Спирина.
Многим запомнилась она по роли Матери-Земли в спектакле «Материнское поле» по роману Чингиза Айтматова (режиссёр Александр Тугужеков, 1962 год). Главную роль Толгонай играла Клавдия Чаркова, а Чир-Ине — Валентина Спирина. Их диалог, по мнению Леонида Инкижекова, — наивысшее потрясение в спектакле.
Валентина Иосифовна бесподобно играла в спектаклях хакасских авторов. В «Превратностях судьбы» Валентины Шулбаевой она сыграла центральную роль Одо. Героиня живёт в деревне, выросли дети. Кто-то рядом, кто-то уехал в город. Но нет покоя и счастья матери, если детям больно, если они страдают. Единственный лучик света, внучка, которая пока безмятежно спит на её руках.
Прошло 40 лет со дня премьеры, но песня Одо до сих пор звучит в твоей памяти. И ты досконально помнишь сцену, полную любви бабушки к внучке. В этом спектакле я играла старшую дочь Марину, которой в городе не хватало денег и она выманивала их у матери. По-моему, тема эта до сих пор актуальна.
В 1988 году Василий Ивандаев поставил пьесу «Камат» Митхаса Турана. Она о послевоенной жизни колхоза, женщин-вдов и Камата, вернувшегося с фронта. Роль Манги, которая одна воспитывает троих детей, актриса сыграла пронзительно. Запомнилась сцена сна, во время которого она разговаривает с погибшим мужем. Манги просит прощения за то, что не сохранила его брюки. Пришлось самой носить в холода, а потом детям сумки сшить, чтобы в школу ходили. И: «Я всегда буду ждать тебя с детьми. Всегда, если ты даже не вернёшься».
...Играя с ней в спектаклях, невозможно было просто произносить текст роли. Своим талантом, эмоциями, силой веры она увлекала партнёра и заставляла жить на сцене по-настоящему. Сама Валентина Спирина отдавала роли всю душу.
«На сцене она находила счастье, любовь. В театре её уважали за простоту и правдивость. Она всегда была светлым человеком и для маленьких, и взрослых. Как безоблачное синее небо», — лучше, чем её сокурсник Леонид Трофимович Инкижеков, не скажешь.
В 1980 году актриса Валентина Спирина награждена орденом «Знак Почёта». При этом она, многие годы служившая в театре, так и не была удостоена почётного звания. Но зритель её очень любил за искренность, за широту души, доброту.
В небесный театр она ушла 5 февраля 1989 года.
Валентина Иосифовна всегда подшучивала над собой, анекдоты рассказывала, которые остались теперь в нашем театральном багаже. Любые жизненные ситуации воспринимала с юмором. «Если серьёзно жить, на пятёрку — сердца не хватит», — говорила актриса.
Светлана ЧАПТЫКОВА,
заслуженная артистка Российской Федерации, народная артистка Республики Хакасия
Абакан
Дополнительная информация для СМИ по телефону: 8 (909) 525-4478, пресс-служба Хакасского национального драматического театра имени А.М. Топанова; 8(3902) 248-120, пресс-служба министерства культуры Республики Хакасия