МИНИСТЕРСТВО КУЛЬТУРЫ РЕСПУБЛИКИ ХАКАСИЯ

Хакасский национальный
драматический театр
имени А.М. Топанова

Новости

Всеми любимая

Дата: 18.11.2022

 Всеми любимая

В 1951 году Хакасский драматический театр получил возможность отправить на учебу в Ленинград одаренных молодых людей. Среди ребят и девушек, успешно сдавших приемные экзамены в театральный институт, была и симпатичная, талантливая девушка Вера Чебодаева — самая бойкая, быстрая и находчивая на нашем курсе.

Всеми любимая
Вере с детства пришлось жить с родителями вдали от Хакасии. В семье мало разговаривали на родном языке. Незнание языка затрудняло ей участие в хакасских спектаклях, приходилось довольствоваться ролями второго плана, а порой и бессловесными, благо в первые годы ее работы в театре репертуар состоял из пьес братских народов СССР, которые ставились на русском. Выпускники студии перенимали опыт у старших товарищей по сцене: К.С. Чарковой, Е.П. Килижековой, А.И. Тодышева и А.И. Тодиковой.
— Мы радовались за Анастасию Тодикову, нашу однокурсницу (окончить институт со своими сверстниками ей помешала война. — Авт.), когда она первая в Хакасии получила звание заслуженной артистки РСФСР, — рассказывала Вера Петровна. — Она была занята во всех спектаклях. А молодым же было тяжеловато, некоторые не выдерживали и уходили из театра. В “Одураченном Хорхло” артисты старшего и младшего поколения работали вместе. Замечательно играли Анастасия Тодикова (Хорды) и Гаврил Чанков (Тапчи). Мне досталась роль Порчо — главного действующего лица. Как я корпела над текстом! Бывало, ночами на кухне наизусть выучивала роль, доводила себя до слез. Потом, успокаиваясь, начинала вполголоса напевать песни своей героини, забывалась и пела уже в голос. Соседи-артисты относились с пониманием: мы тогда жили семьями в одной квартире. В спектакле исполняли песни и тахпахи сольно и дуэтами. А помогал нам композитор Александр Кенель, милый человек.
В “Белом лотосе” Вера играла шуструю, быструю на язык служанку, в спектакле “Птица счастья” Ивана Кычакова великолепно исполнила роль Ноначах. С Алексеем Щетининым (Карат) они сыграли здесь влюбленных — хорошо выписанные драматургом роли. Национальный театр обращался и к русской классике. В “Вассе Железновой” М. Горького хакасские артисты показали трагедию человеческих отношений. Героиня Веры Петровны — революционерка Рашель — противостоит властной, могучей Вассе. Но Рашель убежденно доказывает Железновой свою революционную позицию, и та верит ей и готова помочь.
Очень обогатили Чебодаеву как актрису роли в спектаклях Ч. Айтматова. В спектакле “Тополек мой в красной косынке” она Кадича, в “Материнском поле” — Алиман. Это одна из главных ролей в пьесе, без нее нет и Толгонай. Муж и сыновья, которых Толгонай проводила на фронт, не вернулись с войны, и, кажется, жизнь для нее кончилась. Но рядом невестка Алиман — сила и опора. И она не хочет показывать свою слабость, постепенно находя себя в работе. Алиман Веры Чебодаевой стойко переносит гибель мужа, разделяя страдания со свекровью. Обе женщины будто воскресают, закаляются духом и с годами становятся похожими друг на друга и характерами, и поступками.
Военной теме несколько пьес посвятила драматург Валентина Шулбаева, в каждой из них много внимания уделено женским судьбам. Вера Чебодаева также участвовала в этих спектаклях, но уже на маленьких ролях: виной тому опять же незнание хакасского языка.
Зато как великолепно она играла Бьянку в “Отелло”, Клею в “Эзопе”, Клеопатру в одноименном спектакле, Гертруду в “Гамлете”! Помню, как толпились зрители у театра, чтобы увидеть “Забыть Герострата” Г. Горина (режиссер Э. Кокова). Четвертый век до нашей эры. Какой-то торгаш Герострат поджигает великий храм Артемиды, чтобы прославить себя. Интриговало и название пьесы, а главное — состав исполнителей: Герострат — А. Араштаев, судья — В. Чустеев, Эрита — А. Тодикова, Крисипп — А. Щукин, Тиссаферн — Д. Килижеков и, наконец, Клементина — В. Чебодаева. За поджог грозит смертная казнь, но судья решает, что Герострат почти не виноват и он совершил такой проступок, влюбившись в Клементину, жену почтенного Тиссаферна. А красавица Клементина согласна на все, лишь бы прославиться на весь мир...
В драму “Ожившие камни” М. Кильчичаков ввел две женские роли: Иртен и Абахай. Дочь Чимит-хана Абахай играла Вера Чебодаева. Обе девушки любят главного героя — молодого Арчоола. Если Иртен знает его с детства и они погодки, то Абахай постарше — и видит в нем прежде сильного воина, а потом человека. Постановка имела успех, а Абахай в исполнении Чебодаевой была признана лучшей женской ролью.
Веру Петровну за труд на сцене наградили орденами Ленина и Трудового Красного Знамени, присвоили ей высокие звания заслуженной артистки Тувинской АССР и РСФСР. В театре таких наград ни у кого не было. Она активно участвовала в общественной жизни области, много раз избиралась депутатом Хакасского облсовета. Годы пролетели быстро, за 30 с лишним лет работы Вера Петровна создала в театре более ста ролей, и уже сама стала примером для молодежи...

Леонид ИНКИЖЕКОВ,
заслуженный работник культуры Хакасии 

22 ноября 2012 г.

Дополнительная информация для СМИ по телефону: 8 (909) 525-4478, пресс-служба Хакасского национального драматического театра имени А.М. Топанова; 8(3902) 248-120, пресс-служба министерства культуры Республики Хакасия