Новости
Неделя МакДонаха в России Выпуск №3-233/2020, Фестивали
Дата: 01.12.2020
Отправляясь на очередной Международный фестиваль Мартина МакДонаха в Перми, к слову, уже четвертый по счету, я долго сомневался в том, есть ли смысл в который раз постфактум делиться впечатлениями об увиденном. Ведь с прошлого фестиваля сам драматург особо не расстарался порадовать своих литературных и театральных почитателей. Периодически всплывает информация, что все свои силы «неистовый ирландец» бросил на работу над фильмом «Банши Инишира». Судя по всему, это та самая «потерявшаяся» пьеса из трилогии об Аранских островах, которая так и не была опубликована. Что касается последней из вышедших на сегодняшний момент в 2018 году пьесы «Очень-очень-очень темная материя», поговаривают, что драматург дает разрешение на ее постановку в случае, если центральную женскую роль будет играть одноногая пигмейка маленького роста. Как вы понимаете, в нашей стране эта задача фактически невыполнима. Но все же нынешняя фестивальная неделя в очередной раз доказала, МакДонах - автор, востребованный театрами во всем мире.
...
Если мы уже давно присвоили МакДонаха себе и уверены, что мать и дочь из «Королевы красоты» или братья из «Сиротливого Запада» - это архетипы, которые можно встретить чуть ли не в каждой второй российской семье, то жители Инишмаана - тетушки, калека и пустозвон, довольно хорошо вписываются в контекст хакасской культуры. Режиссер Сергей Потапов пошел на довольно смелый для национального театра эксперимент, не только предложив сыграть народным артистам республики Геннадию Чаптыкову и Ивану Салайдинову две возрастные женские роли - тетушек Кейт и Эйлин, но и облачив в некоторых сценах героев, точнее героинь, в национальные костюмы. На первый взгляд может показаться, что все происходящее в спектакле «Калека с острова Инишмаан» Хакасского национального драматического театра им. А.М. Топанова - это отнюдь не трагикомедия, а театральный капустник. Периодически на такую мысль наводит исполнитель роли главного сплетника Джоннипатинмайка Николай Бельтероков. Его внешний облик нарочито вульгарен, кто-то назвал бы увиденное модным в западной культуре термином «дрэг-квин», я же не мог отделаться от мысли, что это персонаж индийских фильмов.
Вероятно, режиссер хотел сдобрить спектакль рядом аллюзий на другие пьесы МакДонаха. Этим можно объяснить, почему Бартли выливает на Хелен горшок с мочой, откуда на сцене труп кошки, зачем Хелен с особой жестокостью хватает собственного брата за соски, и почему она же плюет в лицо калеке Билли в ответ на предложение пойти как-нибудь прогуляться.
...
В следующий раз фестиваль должен отметить маленький юбилей. Что еще произойдет за эти два года, захочет ли МакДонах каким-то образом зафиксировать события, случившиеся в 2020-м, превзошедшим сюжеты самых жестоких из его пьес, сказать трудно. А может, самой жизни стоит взять что-то из драматургии? Вспомнив, что в любой современной драме или даже трагедии есть большая доля юмора. Поплакали мы вдоволь, давайте теперь посмеемся.
Фото автора
Кириченко Дмитрий (Страстной бульвар, 10)
Дополнительная информация для СМИ по телефону: 8 (909) 525-4478, пресс-служба Хакасского национального драматического театра имени А.М. Топанова; 8(3902) 248-120, пресс-служба министерства культуры Республики Хакасия