Новости
Виктор САГАЛАКОВ: «На сцене происходит превращение»
Дата: 26.01.2022
По детской мечте — врач, по образованию — педагог и только потом артист, по амплуа — и комичный герой, и харизматичный злодей. Но главное — активный молодой человек, родившийся под счастливой звездой. В рубрике про молодых специалистов Абакана сегодня — актер Хакасского национального драматического театра имени А.М. Топанова Виктор САГАЛАКОВ.
— Виктор, расскажите о месте и семье, где вы родились.
— Родной мой город — Саяногорск, хотя о нем осталось очень мало воспоминаний. Потом мы семьей переехали в деревню Красный Ключ, где я пошел в школу. Поэтому больше считаю себя деревенским, нежели городским мальчишкой. Мама Екатерина Михайловна была поваром, а точнее кондитером, папа Анатолий Матвеевич работал в совхозе. Уже в Аскизе я окончил 9 классов, после чего поступил в Колледж педагогического образования, информатики и права ХГУ им. Н.Ф. Катанова.
— О чем мечтали в детстве?
— По правде сказать, всегда хотел быть врачом, но потом резко передумал. Обычное дело… В ту пору мне просто нравились белые халаты (смеется). А когда выяснилось, что там много всего нужно знать, много учить, так желание и отпало. Кроме того, старший брат Андрей работал ветеринаром и сразу предупредил, что такая работа похожа на армию — постоянно служба, дежурства…
Но нужно было что-то решать со своим будущим, профессия врача больше не привлекала, 11 классов оканчивать не хотелось… Тогда и поступил в педагогический колледж. Как ни странно, затянуло. Все потому, что всегда с уважением относился к профессии учителя, да и среди того деревенского окружения, в котором я рос и воспитывался, выбор был невелик.
— Что вы знали о театре в детстве?
— Почти ничего. Тогда он казался чем-то совершенно недоступным, далеким, как будто за морем где-то. Хотя мне с детства говорили, что есть у меня артистизм. Постоянно что-то придумывалось. Как сейчас помню, в каком-то журнале был нарисован верблюд, так я «садился» на него и скакал по всей комнате!
В школе, а потом и в институте успел поиграть в КВН. Был учитель, Алексей Сагатаев, который с класса шестого-седьмого все пытался «затащить» в КВН. Тогда он приехал в нашу деревню работать учителем и быстро собрал мальчишескую команду. Мы участвовали в мероприятиях, часто ездили куда-то… В институте эта тема продолжила свое существование, только теперь мы стали хакасской командой, шутили на родном языке. Участвовали в конкурсах и часто выигрывали. Получили III место в Республиканском юмористическом конкурсе «Алыптар-2009», II место в конкурсе «Хормачы-2010», II место в юмористическом конкурсе «Хормачы-2011», I место в юмористическом конкурсе «Сала хазахтар — 2011».
— Но как же вы попали в Хакасский театр драмы и этнической музыки «Читiген»?
— Благодаря участию в КВН меня заметил Виталий Николаевич Канзычаков — на тот момент директор этого театра. Пригласил в труппу. Я думал долго, где-то месяц, но все же решил попробовать. Тем более, что в массовке играть оказалось не так уж и сложно, но очень интересно. Еще примерно в это же время я впервые посмотрел трагический спектакль, который настолько глубоко впечатался в мою память!.. Ощущения просто непередаваемые. Тогда-то и открылось, что театр досягаем-таки, что простые люди делают его на сцене, да так мастерски и проникновенно!..
В «Читiгене» я начал работать с 2008 года, кстати, с теми же актерами, которых до этого видел только из зрительного зала! Но, по правде сказать, на тот момент, несмотря на интерес к актерству, я не планировал этим заниматься всерьез, ведь есть педагогика. Да и потом началась подготовка к диплому, не успеваешь все — пришлось уволиться из театра. Закончив учебу в колледже, ушел в армию, вернулся… И случай опять меня свел с Виталием Николаевичем и вернул в «Читiген». Тогда и пошли первые серьезные роли. Одна из главных была в постановке «Грибной сезон», которая до сих пор идет. Тогда в паре я был с актером Каскаром Чаптыковым.
— Но получить актерское образование все-таки необходимо…
— Конечно. Поступил в Российский государственный институт сценических искусств г. Санкт-Петербурга (РГИСИ), уже выпустился. Теперь совершенно точно актер, с высшим образованием. А раньше… Представьте — я пришел в театр, без опыта, без образования, и сразу дали мне одну из главных ролей. Не было поставленной речи, повторяли все время, что нужно громко и четко проговаривать реплики и «не показывать КВН-щину». Если от последнего было сложно избавиться, то с громким проговариванием реплик вообще не было проблем. Правда, и Каскар тоже начинал говорить громко, даже уже орать. Но это было так необычно, прикольно, такие живые характеры получались…
Приходилось порой репетировать до 11 часов вечера, чтобы докопаться до сути и помочь мне запомнить, как сохранить в памяти правильно отыгранный отрывок. И актеры, такие как Валерий Валентинович Топоев, сам Виталий Николаевич, помогали в этом. За что огромное спасибо! Главное — всегда наблюдать, смотреть и впитывать. Что я в самом начале и делал по максимуму. Так продолжалось 9 лет, а потом в 2018 году я ушел в Хакасский национальный драматический театр имени А.М. Топанова.
— Чем вас заинтересовала работа там?
— Дело в том, что «Читiген» ставит спектакли только на хакасском языке, а мне хотелось поиграть и на русском, быть задействованным в большой, серьезной классике. Не сразу такая возможность появилась. Первая роль в новом коллективе — Медведь в сказке «Машенька и дорожная азбука», которую ставила Саяна Сапиновна Ултургашева. Из последних — это Вождь в постановке «Пролетая над гнездом кукушки» К. Кизи (режиссер Сергей Коков) и Сганарель в «Лекаре поневоле» Жана-Батиста Мольера (режиссер Юрий Майнагашев), который к тому же переводился на хакасский язык Татьяной Майнагашевой, заслуженной артисткой России и Хакасии, членом Союза писателей России. Работа, сами понимаете, масштабная. Нам, актерам, тоже удавалось немного вмешиваться в этот процесс, на репетициях, когда какая-нибудь импровизированная реплика вызывала смех. Играть приходилось разных персонажей — и злых, и добрых. Выходя на сцену, испытываешь ощущение перевоплощения. Но мне всегда удавалось легко из него выйти.
— Виктор, каково это — быть частью большого коллектива?
— Да, труппа действительно большая, поэтому редко, почти никогда, не бывает такого, что в постановке заняты все артисты. Это главное отличие от «Читiгена», где нас тогда было около 20 человек, и играли на сцене все. В хакасском же театре, повторюсь, много играют как российскую, так и мировую классику, и это очень здорово.
Хорошо, что состав разновозрастный. Старшее поколение — это настоящие мэтры, кладезь опыта и мудрости. Слушаешь их всегда с открытым ртом! Это серьезные, ответственные люди, но могут и пошутить. К ним всегда можно подойти за советом, тогда и работать становится легче. Зато с молодежью и посмеяться можно, и подурачиться. То и дело мы «переходим» из одной маленькой группы внутри труппы в другую, имея возможность работать со всеми нашими режиссерами. И никакой зависти или стремления заполучить главную роль любой ценой.
— А есть роль, о которой вы мечтаете?
— Думаю, Чингисхан. Как-то ездили в Монголию, зашли в юрту, там был красивый ханский стол. Я сел, представил себя в этой роли… Тогда еще и прическа была подходящая… Может, когда-нибудь мечта исполнится. Хотя… А почему бы самому не написать? Пусть я не драматург, а актер, но моим друзьям и коллегам это не мешает. Например, Алексей Сагатаев. Мы вместе до сих пор пишем сценарии для концертов в театре. Уже два года работаем над сценарием художественного полнометражного фильма. Но это же такой кропотливый труд, а терпения всегда не хватало… Да и вся нынешняя ситуация изменила привычный ритм работы. Хочется, чтобы поскорее все пришло в норму и люди с большим желанием стали ходить в театр.
Беседовала
Анастасия СПАЛЕВИЧ
Фото Екатерины Станкевич,
а также из личного архива Виктора Сагалакова.
Дополнительная информация для СМИ по телефону: 8 (909) 525-4478, пресс-служба Хакасского национального драматического театра имени А.М. Топанова; 8(3902) 248-120, пресс-служба министерства культуры Республики Хакасия