Сегодня юбилей отмечает заслуженная артистка Хакасии, актриса Хакасского национального драматического театра имени А.М. Топанова Инна Майнагашева. Кстати, это не единственный юбилей Инны Ананьевны в текущем году — она также справляет 30-летие творческой деятельности. Но обо всём по-порядку!
Истоки
Инна Майнагашева родилась в Казановке. Сегодня село в Аскизском районе — одно из любимых туристами меств. А что было тогда, в конце 1960-х — начале 1970-х?
- Был кызласский молочный совхоз, - поясняет актриса. - В послевоенные годы люди со всех близлежащих деревень потянулись в Казановку, где в итоге и был организован совхоз. Земель у нас было в изобилии. И отар овечьих было столь много, что клубника не росла вокруг села — всё вытаптывалось, всё выщипывалось.
Инна Ананьевна рано стала взрослой и самостоятельной. С детства она привыкла решать за себя, помогать другим.
- Когда родители — старшие чабаны — уезжали во время окота, то село оставалось на нас — старших ребятах. Я была активной девчонкой: председателем совета дружины пионеров, комсоргом. За всеми следили, тимуровскую команду организовали, помогали бабушкам-дедушкам в хозяйстве. За каждым ребёнком присматривали, буквально сопли вытирали, кормили, в шашки-шахматы играли… И свои домашние дела успевали делать.
Инна Майнагашева делится распорядком дня молодой девушки:
- Проснулась, приготовила сено, покормила овечек, братьев-сестёр собрала в школу. По пути надо зайти к одинокой бабушке, помочь ей в хозяйстве — печку затопить, еду разогреть… После школы я часто заходила в магазин. Накуплю конфет, угощу ими ребят. Вот такие были дни…
В столицы!
Окончила школу Инна Ананьевна в 1980 году. То был особый год — олимпийский.
- Телевизоры до Казановки уже дошли, все пристально следили за олимпиадой в Москве. И у всех ребят мечта была: непременно побывать в тот год в столице. Пройтись по Красной Площади, заглянуть в Мавзолей. Я решила — и рванула! Так уж была воспитана, родители давали свободу действий.
За это спустя годы Инна Майнагашева очень благодарна. Она хорошо помнит родительское напутствие: «Голова на плечах есть? Есть. Значит, сама за себя ответственна. Коли идёшь своей дорогой — иди, найдёшь путь. А подскажешь тебе — чего недоброго, с пути собьёшься».
- Потому я никогда особо не загадываю, не планирую. Знаю: есть нечто, что ведёт меня по жизни.
В Москве Инна Майнагашева не просто «поглазела» на достопримечательности. Она там осталась — и в Подмосковье проходила фабрично-заводское обучение.
- Общежитие, еда — бесплатно. Нянечки нас будили, были с нами такими добрыми, милыми. Они ведь прекрасно понимали: мы впервые оторвались от родителей. Я ведь в Аскиз к тому моменту не ездила даже! Лишь раз, в восьмом классе, нас в Абакан вывезли, в театр «Сказка».
Итак. Год Инна Майнагашева отучилась, должна была два года отработать на производстве. Но осталась на целых четыре! Работала мотальщицей в городе Вязники.
- Можно было пойти в текстильный институт, но я вернулась в Хакасию. Даже устроилась на камвольно-суконный комбинат. Но… Как-то раз прогуливалась мимо музучилища, а там как раз шли вступительные экзамены. Ради интереса заглянула...
Девушка поразила приёмную комиссию своим напором и прямолинейностью:
- Сразу сказала: я не готовилась, конспектов никаких у меня нет. Подчеркнула, что экзамен и моя смена на комбинате проходят в одно время. Мол, выносите решение по моей персоне здесь и сейчас…
Инна Ананьевна посмеялась, добавила:
- В общем, к рабочему классу отнеслись с пониманием. И я поступила — на отделение театральной режиссуры. Говорю же: я такой судьбы себе не загадывала. Шла мимо, решила зайти...
Следующий поворот судьбы случился, когда из Ленинграда приехала комиссия — набирать хакасско-русский курс. Так Инна Ананьевна стала студенткой Ленинградского государственного института театра, музыки и кинематографии.
- Наша дипломная работа — это спектакль «Билокси Блюз» по пьесе Нила Саймона. Мы с этой постановкой участвовали в фестивале театральных школ в Москве. «Подиум-91» - так назывался фестиваль. 17 школ приехало, в том числе несколько иностранных. Виталий Канзычаков, игравший в спектакле главную роль, был объявлен лучшим актёром. Валера Топоев, Олег Чугунеков — стали лауреатами. «Билокси Блюз» - лучшей постановкой. Кстати, театральная школа Нила Саймона тоже приезжала, участвовала в фестивале!
Обратная сторона медали
Инна Ананьевна вспомнила, что её дебют на хакасской сцене пришёлся на детскую сказку. Играла девушку-богатыря. Впрочем, вспомнила это с некоторым трудом. Уж очень много ролей было сыграно, крайне напряжённым был её график.
- Молодёжи было мало, а у меня амплуа героини. И так 20 лет — почти без отдыха. А со временем понимаешь: в зрелом возрасте сложно играть молоденьких героинь. Я знаю, что такое профессиональное выгорание. У актёра три причины не быть на сцене: актёр умер, не дай Бог умер его ребёнок… И третья причина — могут пожалеть артиста, если его ребёнок слёг с высокой температурой. А могут и не пожалеть. Все остальные причины — пусть даже трагические — за уважительную причину не воспринимаются.
Конечно, не только в множестве сыгранных спектаклей дело. Инна Ананьевна с ужасом вспоминает перестроечное время и жуткие автобусы, на которых приходилось ездить:
- Холодные, продуваемые всеми сквозняками. Как итог — все простуды и гриппы мы на ногах переносили.
Ещё актриса чувствует вину перед сыном.
- Он, по сути, самостоятельно окончил школу. Я не видела, как он утром вставал, как одевался. Не следила — завтракал или нет. Я в те моменты либо уже была на работе, либо отсыпалась, после позднего возвращения со спектакля…
Монолог о главной роли
- В театр «Читiген» меня позвали играть в трагедии «Абахай Пахта». Главную роль - похищенной хакасской княжны… Меня сразу поставили в жёсткие рамки: за две недели я должна была доказать, что достойна этой роли.
Я её играла 12 лет.
Это сложная роль. Судьбинная. Мученическая. Она забрала у меня много сил — моральных и физических. Но и дала мне необычайно много.
Удивительная наблюдение: роль красавицы достаётся тем, кто родился либо в год Лошади, либо Скорпион по знаку зодиака. Вот так.
«Абахай Пахта» - это спектакль, всегда обращённый к народу. И всегда нужный ему. Зачем? Для чего? Я много думала, но готового ответа нет.
Уже говорила, что роль княжны вычерпала много сил, не давала покоя. Но я уверена: оно того стоило. Ведь мало пьес такой глубины и силы, мало ролей, которые так раскрывают женский характер. А я не умею надуманно кривляться и играть черты, которых у меня нет. Очень важен актёру жизненный опыт. И я нашла в героине что-то своё. И была честна со зрителем. А как иначе?
И ещё: я счастливый человек. Благодаря этой роли и множеству других я ловила дыхание зала. И жила с ним единым целым.
06 июля 2021 - 10:27 Сергей Власов