Новости
История хакасского театра: самобытность, эстетика и смелость
Дата: 07.04.2021
Продолжаем рассказывать историю Хакасского национального театра в честь его 90-летия. В прошлом номере газеты мы узнали из книги Эльзы Коковой «Чон Чарии» о становлении хакасского театрального искусства. На очереди интересные и самобытные 70–80-е годы. Об этом рассказала заслуженная артистка Российской Федерации, народная артистка Республики Хакасия Светлана ЧАПТЫКОВА.
Глазами молодости
Шел 1969 год. Абакан только что пережил наводнение… В э то время в город приехали мастера Ленинградского государственного института театра музыки и кинематографии (ЛГИТМиК): Сергей Васильевич Гиппиус — руководитель курса и Борис Афанасьевич Киреев — педагог по речи. Театр был объединенным: хакасская и русская труппы работали под одной крышей, и он назывался Хакасский областной драматический театр им. М.Ю. Лермонтова. Именно там встретились молодые люди будущей 3-й театральной студии. И все с одной целью — поступить в театральный институт. Среди них была и Светлана Семеновна.
— До этого я была в Абакане считаные разы. Помню старый деревянный автовокзал, семейную пару с гармошкой и песнопениями, удивительно вкусное мороженое в хрустящем вафельном стаканчике и качели в парке «Орленок»… Город для нас был самым зеленым и красивым!
Когда наша студия окончила учебу в 1974 году, современное здание театра еще строилось. Был вырыт котлован, и мы, молодые актеры, только принятые на работу, участвовали в субботниках, приходили и работали с большим энтузиазмом, чувствовали себя строителями храма искусства. Прекрасное было время! Наш мастер, Сергей Васильевич Гиппиус, как-то написал мне: «Уверен, что в центре Абакана будет построен новый театр. Он всегда будет полон зрителей! И вы, мои дорогие ученики, работая там, будете прославлять Хакасию и свой народ!» — вспоминает Светлана Семеновна.
Дипломные спектакли молодая труппа играла в Хакасском областном драматическом театре имени М.Ю. Лермонтова. В театре 2 труппы. Объединение театров состоялось в 1954 году. Русская труппа ставила свои спектакли, а хакасская — свои. Радовали зрителей в далеких и близких аалах и городах. Репетиционный зал был один, общая сцена… Объединенные спектакли двух трупп имели огромный резонанс и были очень любимы зрителями: «Иван Грозный», «Хребты Саянские», «Ожившие камни» и др.
Молодые актеры очень много играли, ездили, репетировали, участвовали во всех областных, городских мероприятиях. Неустанно трудясь в коллективе театра, никто не забывал о досуге. Запомнился кинотеатр «Победа», где шли фильмы. В парке «Орленок» работал кинотеатр «Мир», проходили танцы, устраивались концерты…
— Сейчас, конечно, вспоминая 70-е годы, видно, как изменился, разросся наш любимый город. Почти все, кто приезжают сюда, называют Абакан «европейским» городом. От этого сердце наполняется гордостью! Надо отдать должное Николаю Генриховичу Булакину, тем, кто украшает город цветами, кто ухаживает за ним и поддерживает чистоту. А главное — сами жители отличаются удивительной духовностью и почитанием древней земли, на которой нам посчастливилось родиться и жить! — с восхищением говорит Светлана Чаптыкова.
В 1977 году, в декабре, обе труппы театра и, конечно, молодые актеры наконец-то переехали в новое здание, которое сейчас знает каждый абаканец. Играли первый спектакль на новой сцене «Москва–Кремль» по пьесе М. Шатрова. Но прямо во время спектакля, на глазах зрителей, с высоты упал портрет Ленина… Тогда это было сенсацией! Многие головы могли полететь! Театр снова закрыли для проверки оборудования, техники... Однако, как признается наша героиня, никого из актеров это неприятное обстоятельство не огорчило. Главное — новое здание, в центре города, на 800 мест! Молодые актеры были полны энтузиазма, каждый хотел играть во всех постановках роли, о которых мечтал! Право со сцены разговаривать со зрителем — это высокая честь и ответственность. Если бы не было любви к своей профессии, к зрителям и понимания важности и ответственности выбора своего пути в жизни, вряд ли они, 3-я театральная студия, служила бы в театре уже 52-й год.
— Зрители встречали нас очень тепло. На поклонах после спектакля долго аплодировали, не хотели отпускать. А некоторые даже выкрикивали фамилии любимых актеров. Для нас это было неожиданно и приятно. Учили, что после спектакля надо сохранять тайну, разговаривать нельзя. Актеры еще в роли. Зритель должен остаться со своим ощущением от увиденного. Это не эстрада и не концерт. А тут так за просто… Но никогда не забуду слова, сказанные зрителями однажды: «Мы вас увидели, за помнили и будем следить за вашим творчеством».
Театр — это не здание…
— Светлана Семеновна, а как складывались ваши отношения со старшими коллегами?
— Старшее поколение встретило нас очень тепло. Целых 18 лет в театре не было пополнения труппы молодыми актерами. Тогда из театральной студии 1956 года в театре работали известные актеры, такие как Нина Баинова-Саражакова, Валентина Спирина, Вера Чебодаева, Дмитрий Килижеков, позже вернулся в театр Герман Саражаков. Еще работал Анатолий Щукин, пришедший в театр в 1940 году. И не забываем актеров 1-й Ленинградской студии 1939–1942 годов, которые пережили блокаду Ленинграда. Это Елена Килижекова, Клавдия Чаркова, Анастасия Тодикова. А также выпускники Но восибирского театрального училища Клара Тогочакова, Владимир Чустеев… Вот с какими мэтрами удалось поработать и творить на одной сцене! Это счастье!
Театр был как одна семья. Уважение к друг другу, почитание и умение воспринимать замечания были главными во взаимоотношениях актеров и режиссеров. Они были мудрыми, талантливыми, охотно помогали, давали советы, никогда не были моралистами. Мы на репетициях за ними подглядывали, учились у корифеев хакасского театра профессии, жизни. Клавдия Чаркова, помню, советовала не ходить по гримеркам перед спектаклем, а сидеть и вживаться в роль.
Важной составляющей развития театра Светлана Семеновна считает профессию режиссера. Он выбирает пьесу для репертуара и собирает команду для творческого путешествия в мир постановки. Потому важно было из дипломных спектаклей перейти на профессиональную сцену. Театральное искусство Хакасии в 70–80-х годах связано с творчеством ярких и самобытных режиссеров. Эльза Михайловна Кокова отдавала предпочтение классике — Шекспир, Чингиз Айтматов, Нодар Думбадзе и многие другие.
— Эльза Михайловна «взращивала» актеров на хорошем материале, который нужно «достать». Она все время находилась в поиске. Кроме мировой классики, обращалась и к героическому эпосу хакасского народа. Так, в 1991 году поставила спектакль «Албынжи». Это был новый путь в поисках самобытности национального театра.
У Василия Ивановича Ивандаева была своя тематика. Он очень любил обычаи, традиции, культуру своего народа, любил простых, но очень интересных персонажей, живущих в деревне. Поэтому он чаще знакомил зрителей с пьесами местных авторов: Валентины Шулбаевой, Александра Черпакова, Алисы Кызласовой, Юрия Топоева и других.
В 1976 году в театр вернулся из Москвы режиссер Александр Васильевич Тугужеков. Он поставил незабываемые спектакли: «Белый лотос» Шудрака, «Ураган» Цао Юя, «Эзоп» Фигейредо, «Мадридская сталь» Лопе де Вега. Мы были задействованы в постановке «Чили — боль моя» Г. Боровика.
Подводя итоги этой исторической страницы жизни Хакасского национального театра, можно сказать, что деятели искусства всегда много работали над собой, самосовершенствовались. Все для того, чтобы зритель спешил в театр, на спектаклях был аншлаг. С удовольствием и желанием приходили в театр, который стоит в самом центре Абакана, после капитального ремонта… Ведь сами по себе актеры — это еще не театр, само здание — тоже. Театр — это когда артист на сцене, а в зале — абаканский зритель, и не только.
Продолжение следует…
Подготовила
Анастасия СПАЛЕВИЧ
Фото из архива театра
Дополнительная информация для СМИ по телефону: 8 (909) 525-4478, пресс-служба Хакасского национального драматического театра имени А.М. Топанова; 8(3902) 248-120, пресс-служба министерства культуры Республики Хакасия