Новости
В Хакасии вспоминают артиста Игната Кайдачакова
Дата: 15.08.2020
Памяти коллеги, партнера, однокурсника.
К 70-летию со дня рождения заслуженного артиста Республики Хакасия Игната Васильевича Кайдачакова.
Игнат Васильевич Кайдачаков заслуженный артист Республики Хакасия, лауреат премии «За лучшую мужскую роль второго плана» Улгерчи в спектакле «Любовь Чингисхана» по пьесе Карима Чако, режиссер Эльза Кокова. Спектакль в 1996 году представлен на Международном фестивале тюркоязчных театров в г. Уфа (Башкирия) и отмечен в трех номинациях. Актерская работа Игната Кайдачакова признана лучшей ведущими критиками страны.
- Помню, как зал взорвался от оваций, когда объявили победителя. А Игнат легким рывком выскочил на сцену и смущенно принимал заслуженную награду.
Природная скромность, простота, глубокие знания корней, тайны своего народа выделяли его из привычной актерской среды. В жизни он всегда старался быть не заметным.
Родился уникальный хакасский актер в деревне Верх – Киндирла, что находится в Бейском районе. Рядом тайга. Тайга- его бесконечная любовь. Семьябыла большая братья, сестры. Отец Василий Кайдачаков фронтовик, участник Великой Отечественной войны.
Встретилась я с ним в Бондаревской средней школе, учились в одном классе, жили в интернате. Вечерами играли в волейбол. Все девушки восхищались его игрой, он был очень легкий и спортивный. Потом меня перевели в другую школу. А вновь встретились в 1969 году летом, в городе Абакане на экзаменах во время поступления в Ленинградский театральный институт. Это счастье, когда в огромной толпе абитуриентов видишь знакомое лицо. В суете и волнении не помню, в каких отрывках он был занят…. Или Игнат тогда уже играл в отрывке шамана Кака из пьесы «Акуна» М. Кокова…
Из деревни в Абакан, а потом на поезде в Ленинград , 20 юношей и девушек ехали навстречу судьбе.
Первая студенческая осень. Нас первокурсников отправили в колхоз собирать капусту. Дождливо, сыро. Жили в бараках, спали на нарах. «Дикая бригада» называли нас. Мы же все из деревень. Игната сразу зауважали красавицы из курса Василия Меркурьева. На сельхоз работах из всех ребят он отличался своим умением. Как –то Игнат увидев, как девушки моют котел в перчатках, решил избавить их от такой «сложной» работы. Быстро справился и разжег костер под казаном, чем и покорил всех студенток - сильный, выносливый не боялся «девчачьей» работы и очень надежный.
Позже на занятиях по актерскому мастерству работая над этюдами, он мастерски разжигал огонь, охотился, словом, мы ему «верили», хотя это были упражнения с воображаемыми предметами. Понимали, что Игнат Кайдачаков - настоящий охотник. Учился он крепко, не ленился, очень старался.
Вот так незаметно прошли пять лет учебы. Господи! Какими мы были наивными, дружными и очень счастливыми.
Помню каждое лето на каникулах он уходил в тайгу. Изредка рассказывал о своих походах, как охотился, собирал ягоды и о том, как порой блуждал в поисках дороги домой. Эта страсть и тяга к уединению с природой,оставалась с ним до конца его дней.
Иван Эдмундович Кох - профессор заведующий кафедрой движения, как - то зайдя в 15 аудиторию, где шел урок танцев хакасской студии, пришел в ужас:
- Боже сейчас они оторвут станок! А ноги, ноги у них, как утюги!
Но позже на последнем курсе наша студия сдавала экзамен по фехтованию, он всем поставил отличные отметки, хвалил нас за рост и трудолюбие. А Игнат шутил: «Косить сено легче, чем урок танцев».
Он был чрезвычайно сосредоточен на уроках, даже выглядел «букой», на сцену выходил как на ринг, попрыгает, сделает несколько движений и в «бой», постигать самую интересную профессию на свете – профессию актера.
Семья у Игната была большая и потому он практически с 1 – го курса стал подрабатывать дворником.
Конечно, говорили мы на уроках сценической речи «классно»! Педагоги просто приходили в «восторг» от нашей дикции и произношения. Правда были и «хорошо» говорящие. В студенческих работах Игнат был очень органичным, свободным особенно в хакасских отрывках на родном языке. Сергей Васильевич Гиппиус наш мастер, всегда приводил в пример его работу в героическом эпосе «Алтын Арыг», который мы ставили на 2-м курсе. В дипломных спектаклях играл роль кузнеца Нияза в комедии «Восхитительный Ходжа Насреддин» В.Соловьева, Капитана в «12- й ночи» В. Шекспира (эта постановка ставилась на русском и хакасском языках.) И, наконец, шамана Кака, в драме «Акун» М. Кокова, режиссера Э.М. Коковой. Режиссер, набравшая нашу студию - Эльза Михайловна Кокова часто прилетала в Ленинград, интересовалась и следила за обучением курса.
В роли шамана Игнат раскрылся как характерный актер. Был убедительным с прекрасным тембром голоса и в сценах камлания достигал такого накала, что партнерам становилась и в правду «жутко». Играя в спектакле Анну, я всегда чувствовала, что он магически воздействует на партнера. Играть роль шамана - это огромная ответственность и испытание для актера. Невозможно произносить сакральные слова ритуала механически, и тем более, держа в руках шаманский бубен.
В 1984 году уже работая на сцене профессионального театра, имея за плечами не малый опыт Игнат, вновь берется за образ шамана Кака во второй постановке «Акуна» режиссера Эльзы Коковой. Почти каждые 10 лет эта роль наполняя знания магии шаманского действа талантливого исполнителя, углублял его актерскую мощь. В 1996 году молодой режиссер и автор оригинальной пьесы «Последний шаман» Карим Чако, приглашает Игната Васильевича в свой проект. В 2001 уникальное шаманское действо в исполнении заслуженного артиста Игната Кайдачакова была с восхищением принята зрителями III Всемирной театральной олимпиады «Узкий взгляд скифа» в городе Москве. Мы играли свой спектакль на знаменитой сцене театра «Глобус» Анатолия Васильева. Фестивальная публика и критики театральной столицы высоко оценили работу актера. Это был заслуженный успех таланта.
Лишь изредка Игнат Васильевич делился своими ощущениями и тревогами:
- После спектакля отхожу долго, не отпускают «духи». Порой бывает, во время спектакля перехожу грань черты, куда – нельзя. Потом они мои «помощники» спать не дают, утомляют, зовут с собой.
Какие бы образы не создавал (будь – то главные, эпизодические) они становились в исполнении актера очень убедительными, яркими, самобытными. Это Ким Петрович в спектакле «Не только любовь»,Талнай - «Маральи панты»,Ироолв драме «Недопетая песня» в пьесах В. Шулбаевой, Чанар, а затем Хорхло-бай в комедии «Одураченный Хорхло» по пьесе Александра Топанова, писатель - «Опора моя» И. Топоева, Орамай ага в знаменитой комедии «Медвежий лог» М. Кильчичакова, Розенкранц в трагедии «Гамлет» В.Шекспира, Улгерчи- «Любовь Чингисхана», Алтын - хан «Слеза огня» в пьесах Карима Чако, Полет - «Мария Стюарт» Ф. Шиллера, граф Кент – в трагедии «Король Лир».
Но наступили тяжелые, 90-е годы. У Игната Васильевича трое детей, он вынужден уйти из театра, чтобы прокормить семью. Его, мастера на все руки, берут на работу помощником машиниста. Водил поезда, паровозы. Признавался, что скучал по театру, по однокурсникам, по своим ролям.
- Мимо проносятся прекрасные пейзажи, а я, глядя на эту красоту, напеваю про себя, иногда мечтаю, что везу свой Хакасский театр на гастроли, и сразу настроение меняется.
В 1988 году режиссер Василий Ивандаев создал театр «Читiген», вернее он был так назван позже. Из большого театра ушли артисты Георгий Сагалаков, Юрий Топоев, Игнат вернулся в другой театр. Позже к ним присоединился дипломированный режиссер Михаил Топоев, выпускник Ленинградского государственного института театра музыки и кинематографии (ЛГИТМиК) (мастерская выдающегося режиссера современности Георгия Товстоногова).
Театр «Читiген» был создан, чтобы и дальние и близкие аалы слышали родную речь, видели национальных героев. Первый художественный руководитель, режиссер театра Василий Ивандаев совершил прорыв, и его идея оказалась своевременной, необходимой жителям коренного населения. Где же мог «быть» актер Игнат Кайдачаков, рожденный в аале Верх - Кандырла? Позже, он снова вернулся в свой родной Хакасский театр. И с тех пор ни один фестиваль, ни одна поездка за рубеж не обходилась без участия актера Игната Кайдачакова. С его творчеством познакомились зрители Турции, Финляндии, Монголии, Москвы, Республики Тыва, Горного – Алтая, Бурятии. И на любой сцене завораживающая мощь, энергетика актера втягивала зрителей в безграничные тайны шаманских ритуалов, уникальных обычаев культуры хакасского народа. В этом была сила и талант Игната.
К сожалению, его с нами нет восемь лет. Но в сердцах коллег и зрителей он остался навсегда.
70 лет … Нет, не думаю, что он меньше бы стал любить театр, своих детей, внуков, свою тайгу. Его очень не хватает в репертуаре театра. И в моем сердце.
Народная артистка Республики Хакасия, однокурсница Светлана Чаптыкова.
Дополнительная информация для СМИ по телефону: 8 (909) 525-4478, пресс-служба Хакасского национального драматического театра имени А.М. Топанова; 8(3902) 248-120, пресс-служба министерства культуры Республики Хакасия