Новости
Снегурочка, которая никогда не тает
Дата: 24.12.2018
Вот уже 20 лет Алиса Толмачева актриса Хакасского национального драматического театра имени А. М. Топанова, выпускница первой театральной студии Хакасского театре, ежегодно выходит на сцену в образе Снегурочки. Единственный год, когда она не задействована в этом сказочном действе, это нынешний.
На вопрос: «Почему?» она спокойно ответила: «Видимо, пора уступить место младшим…»
– Быть актрисой мечта с детства? Или помог случай ею стать?
– Я родилась в селе Усть-Чуль, потом мои родители переехали в аал Усть-База. Я же закончила Калининскую среднюю школу. Папа мой Терентий Васильевич Мамышев был простым табунщиком, а мама Валентина Николаевна Мамышева – бухгалтером. Именно мама хотела, чтобы я после школы получила высшее образование и стала педагогом. Хотя непосредственно в школе я с удовольствием посещала фольклорную группу «Подснежник», которой руководила Раиса Егоровна Сербигешева. В этом ансамбле мы исполняли хакасские песни, играли на национальных инструментах. Потом нашу школу посетила певица, народная артистка Хакасии Клара Ефимовна Сунчугашева, которая меня прослушала и позвала в Абакан. Однако мама не разрешила мне уехать. Я выполнила ее волю и поступила в институт саяно-алтайской тюркологии, но не добрала один бал. Вернулась к себе в деревню. Тогда Раиса Егоровна, садит меня в такси и привозит в Абакан в театр, чтобы пройти конкурс и поступить в театральную студию, которую набирала художественный руководитель театра и главный режиссер Эльза Михайловна Кокова. На месте нужно было рассказать стихотворенье, басню и показать выход из предполагаемых обстоятельств. А обстоятельство было следующее. Мне сказали, что ты идешь на дискотеку вся наряженная, и тут перед тобой большая лужа. Ее не обойти Как ты поступишь? Я вышла, подумала, вернулась назад, сняла свои ботиночки и босиком по этой луже прошагала (смеется). Так я сдала экзамены и стала учиться в театральной студии Хакасского национального драматического театра имени А.М. Топанова.
– Что на это сказала мама?
– А маме я пообещала, что после того как я стану актрисой, то, возможно, поступлю в институт и стану педагогом (смеется). Теперь, когда я стала артисткой, мама уже отказалась от своей прежней затеи и даже счастлива, что я связала свою судьбу с театром.
Я же благодарна Раисе Егоровне Сунчугашевой, за то, что она указала мне верный путь в жизни.
– Театральная студия, какое образование вам дала?
– Среднее специальное. Однако мы вместе с актерами нашего театра, которые не имеют высшего театрального образования, написали заявление в республиканское министерство культуры с просьбой помочь нам в поступлении в Красноярский государственный институт искусств. Думаю, что руководители министерства пойдут нам на встречу.
– А мама посещает спектакли, в которых вы принимаете участие?
– Конечно, она теперь мой самый главный критик и приезжает в Абакан на все премьеры.
– А отец?
– Папы не стало полтора года тому назад. В Абакан он не приезжал, но когда наш театр гастролировал по Хакасии, и в частности в Аскизском районе, то по возможности присутствовал. Вообще он был человеком скромным и скупым на похвалу. Он как-то больше в себе вынашивал. Хотя было видно, что он очень сильно мною гордился и постоянно отслеживал в местной прессе все публикации о нашем театре, все телевизионные передачи. Я даже привозила ему кассеты с записью наших спектаклей. Он их с удовольствием просматривал.
– Свою первую роль Снегурочки помните?
– А как же. Мы тогда еще студентами были. Кажется, шел 1998 год. Кто-то мне сказал, что меня утвердили Снегурочкой. Я не поверила и побежала к расписанию. Смотрю – точно! Увидев мое волнение Светлана Семеновна Чаптыкова, которая преподавала нам актерское мастерство мне сказала: «Не переживай, все будет хорошо, ты справишься!». Обычно создается две группы. Одна играет на стационаре, то есть в театре для городской детворы, другая отправляется гастролировать по Хакасии. Раньше мы много новогодних представлений играли, даже в труднодоступных селениях были частыми гостями. В школах на 4-5 раз выступали, но потом стали бывать реже. Как-то время поменялось, хотя деревенская детвора всегда нас с нетерпением ждала. Они же все за чистую монету принимали. Бывало, подойдут и спрашивают: «Снегурочка, а ты не растаешь?». Отвечаю им: «Сейчас мы с Дедом Морозом с вами поиграем, раздадим подарки и поедем к себе в лес, чтобы не растаять». Помню, в Абазе один мальчик подкрался ко мне сзади, да как дернет за косу и кричит: «А коса-то у нее настоящая, своя». Такое вот любопытство проявляли дети.
– У вас, наверное, много было партнеров за все эти годы? Кто запомнился больше всего?
– Да они все были добрыми и талантливыми. Первый Дед Мороз, с которым мне повезло играть, был Игнат Васильевич Кайдачаков, дальше Геннадий Николаевич Чаптыков, Иван Сайфудинович Салайдинов, Виктор Сергеевич Коков, Сергей Николаевич Доможаков.
– Какой подарок от Деда Мороза и Снегурочки хотят получать дети? Что они просят у вас, прежде всего?
– Все зависит от возраста ребенка. Маленькие хотят больше сладостей, игрушек. У тех, кто постарше, другие запросы. Хотя, конечно же, самое главное разговаривать с ними на их языке. Тогда удается расположить их к себе, заслужить доверие.
– Вы играли Новогодние представления, вы внутренне тоже ощущали этот праздник в душе, или же относились как к обычной театральной роли?
– Если в душе у тебя не будет праздника, его не будет и у детей. Понимаете, дети ведь готовятся задолго к Новому году. Они разучивают стихотворения, родители им шьют новогодние костюмы. Ты же не можешь выйти на сцену с равнодушным, безучастным лицом. Дети – натуры очень тонкие, они халтуру чувствуют сразу. Я, наверное, не первая кто вам об этом говорит?
– Да, действительно, не первая…
– Детский спектакль играть гораздо сложнее, чем взрослый. Ответственности больше. Когда у меня дочь была маленькой, приходилось идти на всякие хитрости, чтобы ее убедить в том, что Дед Мороз и Снегурочка настоящие. Помню, прибежала она после клуба с подарком и сразу под елку. А там ее тоже подарок ждал. Она спрашивает: «А что, Дедушка Мороз со Снегурочкой заходили?». Отец, еще жив был, отвечает: «Видимо был, только я его не видел, так как хозяйством занимался». Она выбегает на улицу и возвращаясь назад со словами: «Как же они были, если во дворе следов нету?». Тогда начинаю убеждать ее я: «Дедушка Мороз и Снегурочка во двор не заезжали, они на санях на крышу приземлились и через трубу в дом вошли». А потом когда дочь повзрослела, на всех моих Новогодних представлениях была.
– У вас имя тоже сказочное – Алиса? Почему родители вас так назвали?
– С моим именем тоже история произошла. В семье меня хотели назвать Олеся. Отец поехал в сельсовет за свидетельством о рождении. Его спросили: «Как вы назвали дочурку?». Он сказал: «Олеся». Тогда женщина, которая его приняла, сообщила ему, что такого имени нет, и дала книгу, чтобы он убедился. Имя Олеся он там тоже не увидел и, следуя ее совету, согласился назвать меня Алисой. Теперь у меня два имени. Все родственники зовут меня Олесей, а в театре я для всех Алиса.
– Я знаю, что многие актеры в Новый год подрабатывают, ездят по квартирам, поздравляют детей. Вам тоже приходилось этим заниматься?
– Было такое, но недолго. Знаете, когда я попробовала, то поняла, что нахожусь не в своей тарелке. Получается, что ты просто обманываешь ребенка и все. При этом никакого удовольствия не испытываешь…
– Но разве со сцены вы не делали тоже самое?
– Со сцены это немножко другое. Там дети тебе верят, а вот в квартире, думаю, что нет. По крайней мере, это мое мнение.
– Чтобы вы хотели пожелать детям в преддверии Нового года? С какими словами к ним вы обратитесь?
– Прежде всего, хочу, чтобы они были всегда здоровыми и счастливыми. Никогда не переставали мечтать и верить в чудеса. Именно мечтать, а не ставить перед собой цель. От слова «цель» исходит нечто бытовое, и отнюдь не сказочное. А Новый год – это, в первую очередь, волшебство. Если сильно мечтать, то эти мечты обязательно сбудутся. Я это по себе знаю. Так что больше мечтайте и радуйтесь жизни. С наступающим Новым годом!
Беседовал Сергей ДЕНИСОВ
Дополнительная информация для СМИ по телефону: 8 (909) 525-4478, пресс-служба Хакасского национального драматического театра имени А.М. Топанова; 8(3902) 248-120, пресс-служба министерства культуры Республики Хакасия