Новости
Душой он был всегда с народом
Дата: 28.09.2018
Новый 87-й театральный сезон Хакасского национального драматического театра ознаменован 115-летним юбилеем основоположника и первого художественного руководителя национального театра Александра Михайловича Топанова. Этот выдающийся человек был страстным пропагандистом национального искусства. В одном лице он стал организатором, педагогом, драматургом, музыкантом и артистом. Молодой руководитель собрал творческую труппу, приучал её к сцене, учил актёрской профессии и учился сам.
В 2018 году, вместе с юбилейной датой основоположника театра А.М. Топанова, коллектив отметил и юбилеи его современников - первых энтузиастов художественной самодеятельности и легендарных хакасских артистов.
110 лет исполнилось бы первой хакасской актрисе Екатерине Павловне Начиновой, 95 лет - народному артисту России и Республики Хакасия Анатолию Васильевичу Щукину, 90 лет - легенде театра, заслуженному артисту РСФСР и Тувинской АССР Алексею Тимофеевичу Щетинину. Каждый из них - это целая театральная эпоха, каждый внёс огромный вклад в театральное искусство Хакасии своей преданностью, любовью и огромным энтузиазмом.
- Екатерина Павловна Начинова пришла в театр в августе 1933 год. Родилась она в 1908 году в селе Алтын Чул Ширинского района, в семье была шестым ребёнком. Любимым занятием Кати было смотреть представления драматического кружка, в которых учувствовала старшая сестра Мадо. После окончания школы ей пришлось подчиниться воле родителей и закончить медицинские курсы в Омске. Но любовь к театру взяла верх. Катя поступает в Минусинское культпросветучилище, где поражает преподавателей фантазией, умением подражать, игрой на гитаре и чатхане. После училища её судьба связана со сценой, театр стал её домом, её долгом и любовью. 23 года жила она на сцене судьбами своих героинь, разных по характеру и мироощущению. В каждом образе актриса старалась найти и открыть близкое и понятное зрителям, и они был благодарны ей за это открытие. Недаром в народе её называли: «наша Катюша».
- Анатолий Васильевич Щукин вспоминает: «В улусе Аршаново 17-летним юношей я увидел два спектакля национального театра - «Сады цветут» и «Слуга двух господ», и был зачарован игрой Екатерины Павловны Начиновой, Николая Ивановича Кокова, Алексея Ананьевича Шурышева. Они зажгли в моём сердце пламя любви к сцене. Театр уехал, и мне показалось, что он увёз с собой частицу моей души. Я хорошо владел хакасским языком и потому, узнав о наборе в национальный театр, немедленно принял решение – ехать. Меня приняли. С волнением приступил к работе над первой ролью – матроса в спектакле «Акун». Мне был близок образ матроса Симонова, который сумел понять душу хакасского народа, полюбить его и остался жить в Хакасии. Зритель заметил и оценил эту эпизодическую роль, и это оказалось решающим в моей дальнейшей судьбе».
- Выдающийся мастер хакасской сцены Алексей Тимофеевич Щетинин, как настоящий художник-творец, не прекращал работу над ролью, пока играл её. Он лепил образ сначала в своей душе, затем на репетициях, бесконечно ставя перед собой, почти невыполнимые задачи и одолевал вершины, им же самим возведённые. Уникальность А.Т.Щетинина в том, что он был личностью, художником, в котором неистребимо жил дух исповедальности. Над какой бы ролью он ни работал -Чарудатта в «Белом лотосе», Прохор в «Вассе Железновой», Суванкул в «Материнском поле», Отелло, Эзоп - он наполнял её своим видением мира, умел разглядеть в малом большое, в незначительном суть. Через всю свою небольшую, но насыщенную творческую жизнь Алексей Тимофеевич пронёс любовь к природе, к своей земле.
Село Усть-Фыркал, называемое в народе Алтын Чул (Золотой ручей), находится в живописном уголке Хакасии. Первые поселенцы знали, где осадить своих коней – горы, лес, полноводный Июс давали всё, что было необходимо для существования. И потому неудивительно, что вокруг Усть-Фыркала раскинулись такие улусы как Попушино, Сарып Тасты, Хуба Чар, Чоохчыл, Хызыл аал, Хайа Алты, ЧалгысТыт, Изырлар, Тарчы.
Население этой местности в основном состоял из хакасов. Построенные ещё в 1860 году церковь и церковно-приходская школа пытались «охристианить» их, чегоот алтынчульцевдобиться было не так легко. Постепенно устраиваемые в Усть-Фыркале церковные праздники, привлекая огромное количество народа из соседних улусов, превращались в народные празднества - с игрищами, песнями, тахпахами.
В осеннее утро 28 сентября 1903 года в селе Топаново Ширинского района в доме Михаила Павловича Топанова родился сын. Назвали его Шурик. Вскоре после рождения сына семья переехала в Усть-Фыркал. Детство Александра протекало как у всех детей: бегал босиком по траве, взбирался на горы. А между занятиями в церковно-приходской школе он любил постоять возле каменных стел, памятников культуры древнего народа, где от рисунков древнего художника,приоткрывавшего завесу над далёким прошлым, исходила непонятная и притягательная сила.
После школы Александра отправили в Красноярскую семинарию, потом был Минусинск, где произошло знакомство с театрами Красноярска, Минусинска и Иркутска, вдохновившее Александра Топанова на создание драматического кружка в родном Фыркале.
Долгими зимними вечерами 1922 года решалась судьба репертуара будущего кружка. Молодёжь из окрестных улусов набивалась в комнату Александра Михайловича, где он увлечённо говорил о театре, читал пьесы А.П. Чехова, Н.В.Гоголя – любимых своих писателей.
Наконец, репертуарная политика была определена. Кружковцы выбрали «Медведь» А.П.Чехова, готовили пьесу увлечённо. Завоевал популярность рассказ «Злоумышленники» в исполнении сторожа исполкома А.Жукова. Обратились кружковцы и к комедии «Женитьба» Н.В. Гоголя (интерес к этой пьесе у Александра Топанова не угасал и в дальнейшем: почти через 10 лет, обогатившись знаниями театральной культуры и открыв для себя драматургические миры других народов, он вновь возвратился к ней, но уже в профессиональном театре). Ставили и хакасские игры, переложив их в сценические миниатюры: «Киик-пуур», «Хара токпес», «Хозан Орыгы», «Узiнчi артых».
Со дня основания Хакасского национального театра с 1931 по 1934 годы Александр Михайлович Топанов был художественным руководителем молодого коллектива. Свои постановки коллектив театра спешил показать сельскому зрителю. Обязательной частью гастрольного репертуара была концертная программа, в которую включались танцы народов мира, стихи русских, советских и хакасских авторов. В представлениях учувствовал духовой оркестр. Особенно любили зрители Гаврила Кокова, исполнявшего под чатхан хакасские мелодии и наигрыши. Везде их встречали как самых желанных гостей. Громкоговоритель извещал об их прибытии, и они появлялись, или пешком неся на своих плечах костюмы и реквизит, или на попутной машине (ведь своего транспорта долгое время в театре не было).
«Наши начинания получили повсеместную поддержку», и потому мы часто обменивались концертами с другими клубами. Так, всегда хорошо принимали нас в коммуне Коминтерна, который находился в районе Ширинского зерносовхоза. Особенный восторг вызывал наш самодеятельный оркестр, в котором я играл на мандолине и балалайке, Топанов - на гитаре. Все наши представления сопровождал оркестр, а на торжественных собраниях мы исполняли «Интернационал», - рассказывал Николай Коков, участник кружка.
Творческий поиск А.М.Топанова, деловитость и заботливость И.В.Кокова, первого директора театра, создавали в коллективе атмосферу чуткости и доброжелательности.
В 1934 году Александр Михайлович по состоянию здоровья вынужден был уйти из театра, но, как оказалось, не навсегда. Через шесть лет, в 1940 году, Александр Михайлович вернулся на родину и в родной коллектив, где с огромным энтузиазмом пишет пьесы, стихи и играет на сцене.
Большим событием в культурной жизни области и хакасской драматургии стала пьеса А.М.Топанова «Одураченный Хорхло». Замысел музыкальной комедии, основанной на хакасском фольклоре, у Топанова возник давно, а в работе ему помогали режиссёры И.С.Самохвалов и Н.М.Зингеровский.
22 мая 1942 года состоялась премьера спектакля «Одураченный Хорхло» (режиссёр И.С.Самохвалов, композитор А.А.Кенель, художник П.И.Сарычев). Исполнителем главно йроли Ожена был Александр Топанов, роли Порчо – Екатерина Начинова. Они создали яркий, жизнерадостный спектакль, который демонстрировал несгибаемую волю и оптимизм самого творческого коллектива, верившего в победу над фашизмом.
Топанов пишет и сам ставит одноактные пьесы «Кровь за кровь», «Стальные сердца», «Месть», «Сын хакасского народа», «Краснодонцы». Большой успех у зрителейимелипереработанные постановки любимых произведений Топанова«Женитьба» Н.В.Гоголя, «Медведь» А.П.Чехова, «Лекарь поневоле» Ж.Б.Мольера. Театр военных лет был центром интенсивной творческой и агитационно - пропагандисткой деятельности. Он прошёл суровое испытание, проявив мужество и героизм, пронеся через лишения веру в торжество справедливости.
Осенью 1945 года Хакасский театр принял участие в смотре национальных театров Российской Федерации. Директором и художественным руководителем в это время был Александр Михайлович Топанов, который поставил в новой редакции спектакли «Одураченный Хорхло», «Акун» и «Лекарь поневоле».
После достойного выступления на смотре театр продолжает набирать творческие силы, расширяя репертуар. В 1945-1947 годах А.М. Топанов переводит на хакасский язык пьесу Л.Леонова «Нашествие», «Лес» Н. Островского, осуществляет, по отзывам театральных критиков, их замечательную сценическую постановку. Он по-прежнему не оставляет и артистическую деятельность, играя роли в своих спектаклях и в постановках других режиссёров.
Последним спектаклем, который он поставил на сцене Хакасского национального театра в честь 20-летнего юбилея Хакасской автономной области, была пьеса «В степи» Георгия Топанова. На этой «достойной ноте» закончилась работа Александра Михайловича в театре, как директора, режиссёра-постановщика, актёра и музыканта.
В 1951 году по состоянию здоровья А.М.Топанов с семьёй переезжает на постоянное проживание в Крым.
Опыт и знания, накопленные и переданные легендарными артистами хакасской сцены, стали стартовой площадкой для становления и дальнейшего развития современного Хакасского национального театра, и остаются ценным творческим и духовным наследием национального театрального искусства.
Материал
- Э.М.Коковой «Чон чарии»
- Т.А.Топанова «Александр Михайлович Топанов» (страницы биографии)
- С.С.Чебодаева-Чаптыкова «Призвание-театр!»
- Фото из архива театра
Дополнительная информация для СМИ по телефону: 8 (909) 525-4478, пресс-служба Хакасского национального драматического театра имени А.М. Топанова; 8(3902) 248-120, пресс-служба министерства культуры Республики Хакасия