Новости
Хакасский театр им. А. М. Топанова разрушит мир принцессы Турандот
Дата: 13.10.2025

Пожалуй, главная особенность грядущей постановки заключается в выборе литературного первоисточника. Основан спектакль не на фьябе Карло Гоцци (1762), а на её позднейшей интерпретации — сказочной трагикомедии Фридриха Шиллера «Турандот, принцесса китайская» (1801). Именно в этой версии Европа познакомилась с сюжетом о своенравной принцессе и её трёх загадках; на его основе создавалось и либретто оперы Джакомо Пуччини. Задачу передать интонацию комедии дель арте Шиллер перед собой не ставил. Сюжет был истрактован в духе романтизма; в частности, эта Турандот обрекала своих женихов на гибель не просто из злонравия, а из морально-этических соображений, желания бросить вызов предписанной судьбе. Важное уточнение для отечественного театрального контекста — именно версию Шиллера в 1921 году начинал репетировать Евгений Вахтангов, но в процессе репетиций нашёл немецкую пьесу тяжеловесной и переключился на оригинал Гоцци.
Премьеру в Хакасском национальном драматическом театре им. А. М. Топанова репетируют Ольга Шайдуллина и Антон Калипанов — режиссёры спектаклей для юного зрителя и основатели театра кукол «Таратумб». На хакасской сцене они дебютировали два года назад постановкой «Сарын. Сказка о ненастоящем страхе». На «Турандот» Шиллера их выбор пал во многом из-за трактовки образа главной героини. «Шиллеровская позиция звенит ярче, мощнее в современном мире, — рассказала Ольга Шайдуллина в интервью местному телевидению. — Та Турандот, которая понимает, как жить. Она даже может оправдать эти смерти, которые она вместе с папой своим затеяла. Вот это объяснение того, почему я так действую — казалось бы, логичное! — в конце первого акта теряет свою состоятельность. И Турандот уже не может жить как прежде, потому что её коснулась какая-то другая энергия».
Трансформация мировоззрения главной героини отразится на сценографии спектакля. Для первого акта художник Мария Кривцова создала подробную декорацию типичной современной китайской улицы. Соответственно, второй акт начинается с разбора этой конструкции; как будет выглядеть мир Турандот после встречи с Калафом, авторы пока не раскрывают. Точно не будет игры в старинный Китай, зато останутся элементы комедии дель арте: в координатах спектакля Бригелла, Панталоне и компания предстанут носителями эскапизма, в обществе которых пытается укрыться от реальности император Альтоум.
Принцессу Турандот сыграет Алина Гетманова, Калафа — Анат Быдышев. В целом же в постановке занято 24 актёра, то есть практически вся труппа театра Топанова. В творческую команду также вошли хореограф Павел Рябов и художник по свету Владимир Коваленко.
В последних строках отсылаем читателя вот к этому выпуску подкаста «Упражнения в прекрасном». Это подробный разговор о Хакасском национальном драматическом театре им. А. М. Топанова, его репертуарной политике и главных премьерах прошлого сезона.
Дополнительная информация для СМИ по телефону: 8 (909) 525-4478, пресс-служба Хакасского национального драматического театра имени А.М. Топанова; 8(3902) 248-120, пресс-служба министерства культуры Республики Хакасия