МИНИСТЕРСТВО КУЛЬТУРЫ РЕСПУБЛИКИ ХАКАСИЯ

Хакасский национальный
драматический театр
имени А.М. Топанова

Новости

III Международный фестиваль национальных театров "Байкальский талисман" - мнения

Дата: 05.06.2025

III Международный фестиваль национальных театров

Анна Куклина тюз иркутск, [5 июн. 2025 в 23:33]
Сегодня были на спектакле "7 дев", просто невероятный, калоритный, атмосферный, необыкновенный! Невероятная атмосфера в театре, актёры очень душевные, чувственные, как умело передали боль и радость, связь с духами, традициями... Впечатления зашкаливают, не устанем обмениваться эмоциями, супер! Благодарю Вас за настроение, за то, что к нам приезжают такие гости, спасибо! Анна Куклина тюз иркутск,

[5 июн. 2025 в 23:40]
Отзыв о вчерашнем спектакле от сотрудницы дома Литераторов Рады Черноусовой:


Той. Дым. (Тайна семи дев)
Хакасский национальный драматический театр имени А.М Топанова, г. Абакан, Россия
Спектакль вывел на сцену подлинную жизнь народа, его живые традиции из самой дальней глубины веков. В ходе действия зритель оказывается вовлечён в ткань обрядовой повседневности, когда каждый жест, взгляд или слово является частью таинства.  Одухотворение и почитание как живых существ, всех сил природы и предметов быта и производства, наделения их свойствами стражей и оберегов создаёт ауру волшебства вокруг обыденности. Подлинность происходящего не вызывает сомнения, будто прямо из хакасской степи неведомая сила перенесла на сцену эти горы, этих людей и их удивительные обычаи. Будто и не актёры они вовсе, а сами персонажи разыгранной драмы. А если точнее, то трагедии, по масштабу не уступающей Шекспиру. 
Соблюдение всех составляющих элементов древнего культа наполнено совершенно не формальным содержанием, полнотою чувств, силой любви, неистовостью мольбы о всяческом благе и процветании новорожденному члену человеческого общества.  Без малейшего преувеличения, новый человек вымаливается и наделяется всевозможными почти божественными качествами и почестями. Но уже с рождения обретает тем самым неоплатный долг перед предками, вложившими в него столько усилий.  Неразрывность этой взаимосвязи поколений даёт могущество и силу, мощную защиту и покровительство, если всё идёт как задумано. Но внезапные порывы чувств могут разрушить заведённый порядок и обернуться бедой.
Поражает режиссёрское мастерское решение спектакля на ярком контрасте сочетания языческой самобытности с гротескным сюрреализмом современного балета, изображающего не менее символично те страсти, которые на протяжении всего существования человечества вмешиваются в чистоту помыслов и проявление милосердия: расчёт, корысть, тщеславие, страх общественного осуждения, сплетни, предательство и т.д. и т.п. Суетные потребности разрастаются до потребительской гонки: взрывания живых священных гор ради добычи полезных ископаемых, использование брачных уз ради укрепления благосостояния и статуса семьи, тренировка умения хлёстко бичевать кнутом во время праздничных традиционных игрищ. Народная удаль оборачивается жестокостью, а обрядовое принесение даров – превращением живого человека в заранее проданный дорогой товар. 
Связь народа с обожествлёнными силами природы выходит на уровень взаимодействия родной планеты с космосом, с потусторонним духовным миром, от человеческих ошибок и преступлений к покаянию и прощению. 
 Но беспокойные предприимчивые полу-птицы полу-клерки продолжают грузить уголь.

 

Кирилл Зиновьев, методист дома Литераторов /2 июн. 2025 / 


Спектакль «Той. Дым» Хакасского национального драматического театра – это поистине незабываемое театральное переживание, которое оставило во мне глубокий след.  Он удивительно гармонично сплетает в себе ощущение светлой детской наивности и суровой, порой жестокой, реальности жизни хакасского народа.  Захватывающий сюжет начинает разворачиваться с момента появления на сцене Странника –  его история, понятная даже без знания хакасского языка, моментально затягивает зрителя в водоворот событий.  Кульминацией  становится сцена, где Странник, измученный горем и раскаянием, просит прощения у своей сестры, посыпая голову пеплом –  этот жест, исполненный с невероятной искренностью, символизирует крушение прежней жизни и  глубину его сожалений.  Он словно оголяет душу, обнажая всю боль и безысходность.

Поражает масштаб и глубина погружения в жизнь хакасского народа, представленную на сцене с поразительной достоверностью.  Режиссёры спектакля мастерски передали все детали – от древних ритуалов и традиционных обрядов до повседневных бытовых сцен.  Это не просто представление, а  уникальная возможность для зрителей, и особенно для тех, кто знаком с хакасской культурой лишь понаслышке, прикоснуться к богатому наследию этого народа, понять его менталитет, почувствовать его пульс.  Спектакль, безусловно, способствует  культурному обмену и расширению кругозора,  знакомит россиян с  уникальным бытом и традициями,  предоставляя бесценный опыт  знакомства с одним из самобытных народов нашей необъятной страны.

Особое место в спектакле занимают песни.  Национальные хакасские мотивы, исполненные с проникновенностью и невероятным мастерством, проникают глубоко в душу, оставляя  яркий и незабываемый отпечаток  даже после того, как занавес опускается. Мелодии словно вплетаются в ткань повествования, усиливая эмоциональное воздействие и создавая  атмосферу подлинной аутентичности.

Айлин, главная героиня, является центром событий. Наблюдая за её жизнью, мы становимся свидетелями  целой гаммы эмоций – от светлой любви до глубокой печали, от бурных переживаний до спокойного принятия судьбы.  Её история полна драматизма и неожиданных поворотов,  сочетающих в себе  нежность и силу,  радость и горе.  Эта гармоничная смесь создаёт уникальный шарм спектакля,  приковывая внимание зрителя к каждой детали.

Центральным конфликтом спектакля становится противостояние между Сояном и Андрасом,  представляющее собой  интересную коллизию между традиционными ценностями хакасского народа и силой подлинной любви.  До самого финала  остаётся  неизвестным, какая из сторон одержит верх,  что усиливает  драматическую напряжённость  и  удерживает зрителя в напряжении.

Нельзя не отметить великолепную игру актёров, воплотивших образы ворон.  Их пластика,  живость и  бешеная энергетика  придавали спектаклю особое  динамичное  дыхание.  Они  были не просто  статичными элементами декора, а  полноправными участниками действа,  внося в  постановку  нотку  живости и юмора.

Декорации и костюмы – отдельная тема для восхищения.  Национальные костюмы,  исполненные с  поразительной точностью и вниманием к деталям,  полностью погружают зрителя в  атмосферу  Хакасии,  позволяя  наглядно  представить  быт и  традиции  хакасского народа.  Но особенно запомнилась луна –  стилизованное  сценическое  освещение,  ставшее  постоянным спутником Айлин на протяжении всего её жизненного пути.  Эта метафора,  выполненная с потрясающим художественным вкусом,  подчеркивала  внутреннюю  драму  героини  и  её  нелёгкий  жизненный  путь.  В целом, спектакль «Той. Дым» –  это  произведение  искусства,  которое  заставляет  задуматься  о  жизни,  любви,  традициях  и  судьбе  человека.  Он  не  оставляет  равнодушным  и  долго  остаётся  в  памяти,  как  яркое  и  незабываемое  событие.

Дополнительная информация для СМИ по телефону: 8 (909) 525-4478, пресс-служба Хакасского национального драматического театра имени А.М. Топанова; 8(3902) 248-120, пресс-служба министерства культуры Республики Хакасия