МИНИСТЕРСТВО КУЛЬТУРЫ РЕСПУБЛИКИ ХАКАСИЯ

Хакасский национальный
драматический театр
имени А.М. Топанова

Новости

БАЙКАЛЬСКОЕ ПРИТЯЖЕНИЕ Второй Международный театральный фестиваль «Байкальский талисман» (Иркутск)

Дата: 15.09.2023

БАЙКАЛЬСКОЕ ПРИТЯЖЕНИЕ Второй Международный театральный фестиваль «Байкальский талисман» (Иркутск)

Этот фестиваль стал победителем конкурса Президентских грантов в области культуры, искусства и креативных индустрий, поддержан Правительством и Министерством культуры Иркутской области, а также Президентским фондом культурных инициатив. Организаторы его — Иркутский областной театр юного зрителя им. А. Вампилова и Фонд развития русской культуры. Цель фестиваля — встреча национальных культур самых разных регионов и народов России и стран ближнего зарубежья. Здесь встречаются коллективы, чье творчество призвано сохранять народные традиции и свое культурное наследие. «Байкальский талисман» ошеломил город масштабностью и размахом. Съехалось семнадцать театров из Монголии, Казахстана, Республики Беларусь, Якутии, Хакасии, Чувашии, Тывы, Татарстана, Бурятии, Москвы, Рязани, Кемерово, Братска. И блеск, с которым он проводился, вселял уверенность в то, что этот фестиваль станет неотъемлемой частью театральной жизни Иркутской области. Целую декаду начала июня город бурлил, осаждая ТЮЗ в жажде попасть на фестивальные спектакли. Зал как на утренних, так и на вечерних показах был переполнен, а каждый театр представлял еще собственную этническую программу с национальными выставками, костюмами, представлениями. И, конечно, рассказать обо всем увиденном было бы непросто. Меж тем триумфатором фестиваля стал один из самых молодых коллективов — Тувинский государственный театр кукол из Кызыла, показавший пронзительный и глубокий спектакль «Степь» по притче тувинского драматурга В. Петрова в постановке Айдыса Чадамба. В его сосредоточенном неторопливом движении возникал экзистенциальный спор представителей двух миров — молодого революционера, жаждущего переделать мир, и тувинского старика-крестьянина, хранителя вековой мудрости, живущего по непреложным законам предков и вечной природы. Сначала красноармеец ведет этого старика на казнь, а потом, когда сам неожиданно попадает в плен, именно старик спасает его жизнь, полагая, что жизнь любого человека бесценна… А Бурятский республиканский театр кукол «Ульгэр» из Улан-Удэ привез бурную и яростную фантазию по мотивам Э. Сетона-Томпсона «…и звали его Домино» в режиссуре Яны Туминой и Александра Балсанова. Театр явил на сцене всю свою неистовую труппу — искусно танцующую, играющую и ведущую групповой рассказ о черно-белом лисе по кличке Домино, мстящем людям за разорение его гнезда. Речь шла о непримиримом противостоянии мира людей и мира животных, сцепившихся в жестокой схватке, и конца этому противостоянию не было.

Конечно, самое уникальное на фестивале — это национальный эпос во всей его загадочности и величии, например, «Мелодия коралловых бус», созданная по мотивам хакасского эпоса «Алтын Арыф». Хакасский национальный драматический театр им. А.М. Топанова из Абакана показал этот спектакль в постановке Юрия Майнагашева. Главная героиня, богатырша и прародительница народов Хуу Иней, оберегающая всех потомков, предстает то в облике Белой Волчицы, то Черной Лисы, то птицы Беркут, то простой травы. Прародительница всех родственных тюркских народов, она несет в себе дух сплоченности и преданности родной земле. Это величественное действо, с его архаическими пластами, эпическими персонажами и древней героикой, движется в мощном сплетении музыки, пластики, пения, героической декламации…

Свой фольклор привез и Государственный академический русский театр для детей и юношества имени Наталии Сац из Алматы. Музыкальная сказка «Алдар Косе» поставлена Еслямом Нуртазиным по мотивам казахских народных сказок, в которых Алдар Косе — самый популярный герой. Выходец из бедной семьи, находчивый и хитрый, он защищает обиженных, дурачит и наказывает богатых, скупых и злых. Словно по волшебству, он появляется там, где нужен, чтобы призвать к порядку всевозможных негодяев. Теперь он живет в XXI веке, ездит на велосипеде, пользуется гаджетами и все так же стоит на страже справедливости. Горячий Махсат Сахиулы, играющий его — истинный герой нынешних улиц, брейк-данса и хип-хопа, побеждающий в любой схватке и разруливающий любые проблемы. Белорусский государственный академический театр юного зрителя из Минска привез сценическую повесть своего земляка Василя Быкова «Альпийская баллада» под названием «Альпы. Сорок первый», поставленную Татьяной Самбук. В ее нежной женственной режиссуре известная военная история предстала красивой романтической сказкой о любви с оркестровыми эпизодами и перекличкой наших героев между военными и нынешними временами. Да, сегодня они постарели, но остались вечно живыми. А Кемеровский театр для детей и молодежи показал спектакль по мотивам рассказов Виктора Астафьева «Фотография, на которой меня нет» в режиссуре Ирины Латынниковой — повествование- о далеком и уже забытом мире сибирской деревни 30-х годов. Деревня живет своей привычной, суровой, полуголодной жизнью: бабы собирают и заготавливают на зиму урожай, мужики везут дрова и сено, молодежь не отстает, работая со взрослыми наравне… обыденные и строгие заботы. И вдруг событие: из города приезжает настоящий фотограф, который сделает общее групповое фото всех односельчан! Но главный герой и рассказчик Витя (Андрей Новгородов) по причине простуды на фото попасть не может, и эта чудесная возможность запечатлеться навеки ускользает от него… Зато остается на память эта замечательная фотография, на которой его нет.

                                                                                     СТРАСТНОЙ БУЛЬВАР, 10 ЕЖЕМЕСЯЧНЫЙ ЖУРНАЛ № 1–261/2023

Дополнительная информация для СМИ по телефону: 8 (909) 525-4478, пресс-служба Хакасского национального драматического театра имени А.М. Топанова; 8(3902) 248-120, пресс-служба министерства культуры Республики Хакасия