МИНИСТЕРСТВО КУЛЬТУРЫ РЕСПУБЛИКИ ХАКАСИЯ

Хакасский национальный
драматический театр
имени А.М. Топанова

Новости

Папа, не уходи! № 61 (24729) от 8 июня

Дата: 08.06.2023

Папа, не уходи!    № 61 (24729) от 8 июня

Когда-то в молодости Андрэ был танцовщиком. Он живёт в Париже с дочерью Анной и её мужем Антуаном. Или же Андрэ был инженером, а дочь живёт в Лондоне со своим новым бойфрендом Пьером? Сколько странного происходит в этом доме… И, чёрт возьми, кто снова спрятал его часы?!

Есть книги, фильмы, спектакли, которые оставляют в душе неизгладимый след. Они не отпускают, более того — становятся значимой частью тебя. Как раз таким стал для меня спектакль «Папа» [12+] Хакасского национального драматического театра имени А.М. Топанова. Постановка была показана в Абакане в рамках VII республиканского кочевого театрального фестиваля «Белая юрта» («Ах иб») в конце апреля. Признаюсь, я долго не решалась написать о ней — слишком тяжёлую тему подняли актёры, слишком личную…
Это история дочери и отца, старения и слабости, рассказ о страшном выборе. За основу спектакля режиссёр-постановщик Тимур Казнов взял пьесу французского драматурга Флориана Зеллера, одного из самых востребованных в современной Франции. В 2014 году за «Папу» Зеллер был удостоен главной театральной награды своей страны — премии Мольера, а в 2020-м по его пьесе вышел фильм «Отец» с Энтони Хопкинсом, взявший Оскара.
В театре имени А.М. Топанова папу сыграл народный артист Хакасии Геннадий Чаптыков. Это блестящая, психологически выматывающая роль. На протяжении двух часов без антракта актёр держит внимание зрителей, филигранно отыгрывая тонкие переходы чувств своего героя: от шутливой бравады до внезапной ярости и беззащитного состояния всеми покинутого ребёнка. Андрэ стареет, становится ещё больше ворчлив, рассеян и подозрителен. Но сам он твёрдо уверен в том, что ещё полон сил и энергии, очень предусмотрителен и проницателен. «Вот уже несколько месяцев я пытаюсь ей объяснить, что могу обходиться сам!» — негодует старик на дочь, которая зачем-то подсовывает ему сиделок. Из-за скверного характера подопечного приходится постоянно менять помощниц. В роли Анны выходит на сцену то актриса Алиса Толмачёва, то как ни в чём не бывало в этой же роли эпизодически появляется Дарья Тачеева. Папа растерян: он не узнаёт свою дочь! Андрэ подозревает, что она с избранником хочет свести его с ума, чтобы завладеть жилплощадью.
— Что вы делаете в моей квартире? — испуганно спрашивает он у незнакомца в чёрном.
— Я здесь живу.
— Вы ошибаетесь, это я здесь живу со своей дочерью Анной.
— Вообще-то я её муж.
— Давно?
— Скоро десять лет.
— Но мне казалось, что вы развелись…
— Нет.
— Вы уверены?..
Анна тем временем утверждает, что рассталась с Антуаном пять лет назад, а сейчас живёт с Пьером. И уже невозможно понять, где правда, а где вымысел. Заявленный жанр трагифарса напоминает сначала лихо закрученную детективную историю про старого немощного человека и его ушлых родственников. Вот только глаза Анны почему-то полны печали и слёз. Хрупкая, изящная, она натянута, как струна, готовая вот-вот лопнуть: «Я одна! Мне тяжело! Я должна работать, мне нужен кто-то, кто бы мне помогал...» Тем жёстче воспринимаем мы Пьера с его вспышками гнева в адрес старика. Образ юной сиделки Лоры напоминает Андрэ его младшую дочку Элизу, художницу и путешественницу, которая погибла в автокатастрофе. Только в сознании любящего отца она по-прежнему жива, и он часто спрашивает о ней. А ещё постоянно теряет свои часы…
Осознание всей трагичности происходящего на сцене вдруг пронизывает током всё тело, ошарашивает. А ведь это уже было в моей жизни… Когда из-за серьёзной болезни папа терял связь с реальностью… Этот спектакль невозможно не примерить на себя. Он о тех, кто ведёт непростую борьбу за достойную жизнь для своих близких, кто пережил или переживает этот трудный опыт. Кому-то до боли знакома такая история, а кто-то боится, что это может произойти с ним. Но абсолютно все понимают — это суровая правда жизни, которую нельзя изменить и от которой нельзя убежать, если ты хоть сколько-нибудь человек, которому присущи уважение, любовь и ответственность.
— Я работал танцовщиком.
— Папа, ты же был инженером.
— Я же лучше знаю, кем я был. Моя специальность чечётка!
Как быть, если близкий утрачивает самостоятельность и порой не помнит даже себя? И ему для полного счастья в этот момент нужно просто потанцевать. Просто. Потанцевать. Во время спектакля в зале стояла гробовая тишина. Смотреть такие постановки больно, честно признаюсь. Они не развлекают, они лечат и сильно отрезвляют. А ещё учат милосердию, терпимости и возвращают к себе, к своим родным и близким. Одна из главных находок режиссёра: мы видим мир глазами больного человека. И до самого финала зрителю кажется, что действие происходит в доме Андрэ. Однако это уже то квартира Анны, то палата психиатрической больницы… А может быть, и вообще лабиринты памяти, по которым блуждает отец, видит в своём воображении разных людей, разговаривает с ними. «А я? Кто я? Я хочу выйти отсюда. Я хочу, чтобы меня забрали! Я хочу к маме...» Ближе к финалу слёзы уже предательски текут по щекам. Прежде чем выйти из зала, нужно куда-то деть ком, застрявший в горле. Эмоции тащат за собой вереницу мыслей и воспоминаний. Каждому, кто был на спектакле, теперь о многом надо подумать наедине с собой. И это одна из главных возможностей, которую дарит человеку произведение искусства.

                                                                                                                                                                                  Мария БАНЬКОВА

Дополнительная информация для СМИ по телефону: 8 (909) 525-4478, пресс-служба Хакасского национального драматического театра имени А.М. Топанова; 8(3902) 248-120, пресс-служба министерства культуры Республики Хакасия