НОВОСТИ

ЖЮРИ ФЕСТИВАЛЯ. ВАЛЕРИЙ БЕГУНОВ. ПОСЛЕВКУСИЕ ФЕСТИВАЛЯ


ЖЮРИ ФЕСТИВАЛЯ. ВАЛЕРИЙ БЕГУНОВ.  ПОСЛЕВКУСИЕ ФЕСТИВАЛЯ

4-й Международный пермский фестиваль спектаклей по пьесам Мартина МакДонаха закончился – а послевкусие все такое же сильное. И впечатления по-прежнему не отпускают. Сейчас тут не буду вдаваться в творческие особенности спектаклей, в сравнения, в рассказ о форме, стилистике постановок. Подробнее об этом напишу в одном из интернет-СМИ в развернутом тексте. А сейчас упомяну бегло самые неожиданные решения. И больше внимания уделю своеобразной статистике. Ведь то, какие названия чаще всего встречаются в афише фестиваля (и, следовательно, на самых разнообразных сценах, причем, в разных странах) – нечто вроде тестирования того, какие темы и проблемы наиболее остры для современников.

Но все же сперва – несколько слов о самом облике фестиваля. Иницированный Сергеем Федотовым и проводимый созданным им театром «У Моста», фестиваль пьес ирландца МакДонаха создает вокруг себя ауру «ирландскости». Уже традиционно фестиваль предварялся Днем рыжих. Всё натуральное! Ни париков, ни накладных усов и бород, ничего, созданного окраской. Площадки – улицы города. Конечно, это игра. Но она в ключе того подхода, который неукоснительно проводит Сергей Федотов: мы, зрители, город должный ощутить дух Ирландии. Это никак не противоречит тому, что в каждой стране, в каждом театре пьесы МакДонаха интерпретируется в национальной ментальности (независимо от того – традиционно –реалистические постановки, или новаторско-авангардные). Но Но для Федотова важно передать ту особую духовную атмосферу, из которой рождается творчество МакДонаха. Потому и в самом театре «У Моста», в оформлении его фойе, залов, в деталях сценографии спектаклей – масса подлинных предметов обихода и быта ирландцев. В том числе – из тех мест, где происходит действие пьес МакДонаха.
Фестивальные показы проходили в театре «У Моста» на сценах Большого зала, Малого зала, Нового зала. «Пресс-подходы» с участниками фестиваля – в Новом фойе. Обсуждения спектаклей – в конференц-зале отеля «Амакс». Но фестиваль «выплеснулся» в город не только шествиями рыжих. Конкурсные спектакли шли на площадках ДК им. Солдатова и Театра Кукол.
Из-за пандемии фестиваль резко вдвинулся в современное актуальное общение – часть спектаклей была показана в онлайне. Понятно, из-за того, что театры зарубежья не смогли приехать. Это коллективы из Нидерландов, Эстонии, Ирландии, Испании, Беларуси (спектакль Валерия Анисенко из Беларуси, из Минска был премьерой, поставленной именно к фестивалю). Но все эти постановки были включены в конкурс. А еще спектакли из двенадцати городов России были показаны «вживую». Плюс внеконкурсные показы «МакДонаховских» спектаклей самого театра «У Моста». На предыдущем фестивале речь заходила о том, чтобы расширить в фестивальной программе круг авторов пьес. Скажем, включить постановки по пьесам современных ирландских драматургов. И на этом пути, на нынешнем 4-м фестивале МакДонаха, театр «У Моста» стал первопроходцем, показав постановку Сергея Федотова «Поле» по пьесе Джона Б. Кина.

А теперь – немного обещанной статистики. Вот что было в конкурсной афише.
Спектакли онлайн: «Человек-подушка» Orange Theatre (Нидерланды), «Человек-подушка» Teatro PezKao (Испания), «Королева красоты из Линэна» St. Patrick's Drama Group (Ирландия), «Королева красоты из Линэна» Мiнскi абласны драматычны тэатр (Беларусь), «Королева красоты из Линэна» Tammsaare Teater (Эстония).
Постановки, показанные «вживую»: «Сиротливый Запад» Театр под руководством Армена Джигарханяна (Россия, Москва), «Безрукий из Спокэна» Ночной театр (Россия, Санкт-Петербург), «Калека с острова Инишмаан» Государственный русский драматический театр Удмуртии (Россия, Ижевск), «Сиротливый Запад» http://станиславский.com/ (Россия, Чебоксары), «Калека с острова Инишмаан» Хакасский национальный драматический театр им. А.М.Топанова (Россия, Абакан), «Сиротливый Запад» Один театр (Россия, Краснодар), «Однорукий из Спокана» Театр «Кот» (Россия, Воронеж), «Красавица из Линэна» Ирбитский драматический театр им. А.Н. Островского (Россия, Ирбит), «Калека с острова Инишмаан» Лаборатория современной драматургии (Россия, Ялта), «Королева красоты» Воркутинский драматический театр им. Б.А. Мордвинова (Россия, Воркута), «Человек-подушка» «the Театр» (Россия, Уфа).

«Королева красоты», «Калека с острова Инишмаан», «Человек-подушка» и «Сиротливый Запад» - все чаще встречаются в афише пермского фестиваля МакДонаха и на сценах театров. Причем, в разных странах и у режиссеров, придерживающихся разной стилистики и творческой манеры. Наверное, за этим стоит нечто, что «витает в воздухе», какие-то проблемы, актуальные для современного мира.
Это все «семейные драмы». Собственно, у МакДонаха в его пьесах так или иначе постоянно затрагиваются драмы отношений между близкими людьми, между родственниками. Но в четырех названных выше пьесах, может быть, особенно остро отражен распад семьи, современный кризис разобщения людей – а он начинается именно с распада семьи и отчуждения близких.

«Королева красоты» – жестокий и беспощадный сюжет о противостоянии и непонимании поколений, о месте женщины в нынешнем мире. Но это все – «социология» и «публицистика». А по-человечески персонажи там – особенно две главные героини, мать и дочь, так трогательны, так беспомощны и беззащитны. Такой силы жажда любви, душевного участия бурлит в их душах, что делает их слепыми… и жестокими.
«Калека с острова Инишмаан», наверное, самая «душевная», самая человечная и нежная пьеса. Несмотря на чудовищные порой поступки персонажей (как и обычно у МакДонаха), эта пьеса пропитана любовью, великодушием. Она говорит об умении прощать. Об умении жертвовать собой ради другого. О надежде. А все это так важно в нынешнем мире. Может, потому эта пьеса так популярна. МакДонаха.

«Человек-подушка» - тут и «полицейская драма», и детектив, и триллер, и «место искусств в духовном мире современников», и «ответственность художника»… Но все это тоже – «социология». Порой к этой пьесе подходят как холодновато-умозрительной, превращая персонажей в манекены, в знаки. Но на нынешнем фестивале были постановки, которые как раз показывали прежде всего отношения людей. Страдающих. Недоумевающих перед парадоксами жизни. Ищущих выход из тех «житейских ловушек», которые себе и другим создают сами же люди.
А теперь все же немного и о кое-каких впечатлениях. Режиссеры и театры ищут новые подходы к трактовке пьес МакДонаха и образному воплощению их сюжетов на сцене. Кстати, вот тот же «Человек-подушка». В постановке Orange Theatre из Нидерландов оба полицейских – женщины. А что? Ныне все больше женщин служит в силовых структурах. В том числе – в полиции. В постановке нидерландцев (или, может, лучше – голландцев?) женщины-полицейские – не просто дань времени и моде. Это вносит особую тонкость и сложность в отношения персонажей. Придает им новые оттенки и акценты. Ничуть не разрушая, но неожиданно углубляя сюжет, созданный автором.
Совершенно неожиданным, оригинальным и самобытным оказался подход Хакасского национального драмтеатра им. А.М.Топанова из Абакана пьесе «Калека с острова Инишмаан». Никакого «ирландского» антуража на сцене, ни в декорации, ни в костюмах. Спектакль поставлен в духе мистериально-фольклорной традиций самобытной хакасской культуры. Но при этом и юмор МакДонаха ярко сверкает. И не условно, а вполне реально передана психология отношений персонажей.

В спектакле «the Театр» из Уфы – все по той же пьесе «Человек-подушка» - найден оригинальный режиссерский ход, который дает внятное объяснение одному из самых «загадочных» эпизодов сюжета. Тому, где разбойник стреляет в одного из заточенных в клетке узников. И это никак не противоречит логике сюжета и одной из важнейших тем этой пьесы.

Но подробнее обо всем этом, как и обещано – в скором времени, в одном из интернет-журналов.

#театрумоста #театр #СергейФедотов #Пермь #ЛучшийвРоссии #Фестиваль #МакДонах #MMDfest #McDonagh


Источник: https://vk.com/wall-73334172_2048