НОВОСТИ

В пространстве "Белой юрты" / Межрегиональный кочевой театральный фестиваль «Белая Юрта» («Ах Иб»).


В пространстве

В столице Хакасии Абакане в пятый раз прошел Межрегиональный кочевой театральный фестиваль «Белая Юрта» («Ах Иб»).Кочевым он называется потому, что по традиции открывается не в центре, а в каком-либо районе республики и вызывает немалый интерес местных жителей. Так произошло и в этом году: театральная программа фестиваля стартовала во Дворце культуры села Бея. И зрительный зал сельского ДК был полон! А накануне под эгидой Хакасского отделения СТД РФ и Дома литераторов прошел семинар драматургов республики, что тоже является традицией «Белой Юрты».

На этом семинаре хакасскими драматургами, причем, не только профессиональными, были представлены пьесы в самых разных жанрах: от поэтической сказки на тему праздника Всех Святых - Хэллоуина и фантастической истории о внедрении в нашу жизнь искусственного разума до жесткой почти абсурдистской драмы о пациентах клиники для душевнобольных. Но особый интерес вызывали две пьесы, в основе сюжетов которых повседневная жизнь, заботы и печали простых хакасских сельских жителей. Умная и печальная пьеса «Эволюция» молодого актера Хакасского театра драмы и этнической музыки «Читiген» Алексея Сагатаева посвящена вечной проблеме - попытке противостояния человека с иным складом ума и мировоззрением установившимся традициям окружающего его мира. Молодой парень, окончивший в столице медицинский вуз, возвращается в родное село и сообщает родителям о своем решении продолжить обучение в Индии у буддийских монахов. Но близкие люди его не понимают и противятся этому решению, в результате чего парень превращается в самого обычного и даже заурядного человека. Мудрая и очень жизненная история вызывает аллюзии с известным евангельским выражением «Нет пророка в своем отечестве». Кстати, «Эволюция» - не первая пьеса молодого талантливого артиста, в 2017 году по его сценарию в театре был даже снят игровой фильм.

В пьесе «Соседи» Илоны Тороковой тоже фигурируют сельские жители - две семьи, живущие по соседству: доживающие свой век старики и бездетная семья средних лет, в доме которой вдруг неожиданно оказывается сестра жены. При всей кажущейся бытовой основе в этой пьесе-притче, созданной в жанре фантастического реализма и написанной емким поэтичным языком, немало загадочного, таинственного и даже сакрального, что непременно вызовет интерес тех, кто решит поставить ее на сцене. Жюри единогласно назвало И. Торокову лучшим драматургом фестиваля и наградило соответствующим призом и дипломом. И только в конце фестиваля выяснилось, что под этим псевдонимом «скрывается»Светлана Чаптыкова-Чебодаева, известная актриса и режиссер, заслуженная артистка РФ и народная артистка РХ, председатель Отделения СТД Республики Хакасия. Хочется надеяться, что интересные пьесы, ставшие предметом оживленного обсуждения на семинаре драматургов, в недалеком будущем найдут своих режиссеров и будут поставлены на сценах театров, причем, не только хакасских. Кстати, отчасти это уже произошло: на следующий день после завершения двухдневного семинара драматургов молодые режиссеры показали на малой сцене небольшие эскизы будущих спектаклей по этим пьесам, и это вселило надежду на то, что они будут приняты в работу. А актер и драматург Фарит Загидулин показал зрителям даже не эскиз, а почти готовый моноспектакль по своей пьесе «Про любофф».

Что касается собственно театральной программы фестиваля, то она оказалась весьма насыщенной и разнообразной. В ней наряду с произведениями русской классики присутствовали современная российская и зарубежная драматургия и литература, а также музыкальная комедия. Национальная хакасская драматургия была представлена, увы, всего одним спектаклем. Открылся фестиваль спектаклемХакасского национального драматического театра им. А.М. Топанова по редко ставящейся в наше время пьесе Н.А. Некрасова «Осенняя скука» (режиссер - Нонна Галецкая). Эту одноактную комедию литературоведы считают новаторским произведением, во всяком случае, для середины 1840-х годов. Сам Некрасов относился к своей пьесе серьезно, несмотря на то, что включил ее в сборник под названием «Для легкого чтения». Памятуя это, хакасские актеры сыграли спектакль легко, непринужденно, гротескно, с немалой долей иронии и юмора. Недаром жюри присудило один из призов за лучшую мужскую роль заслуженному артисту Российской Федерации, народному артисту Республики Хакасия Геннадию Чаптыкову, сыгравшему помещика Ласукова. Анастасии Быдышевой был вручен приз за лучшую женскую роль второго плана. Кстати, актриса стала автором замечательно придуманного и реализованного пластического рисунка спектакля.

Хакасский театр драмы и этнической музыки «Читiген» показал спектакль «Хыймадан тадылыг хыничаам» («Любовь слаще сладкого») по пьесе Германа Саражакова (режиссер -Светлана Чаптыкова-Чебодаева). Пьеса о колхозной жизни 60-х годов прошлого века невольно вызвала ассоциации с наивными советскими лирическими кинокомедиями 40-х годов «Кубанские казаки» и «Свинарка и пастух». В пьесе известного хакасского автора фигурируют юные выпускницы школы, стремящиеся стать передовиками производства на птицеферме, а также их непримиримые противницы - ретрограды из числа пожилых работниц, строящие молодым всяческие козни. Есть в пьесе и отдельные труженики сельского хозяйства, не всегда ревностно выполняющие свою работу. Надо отдать должное энергии и задору хороших актеров театра «Читiген», которые пытались как можно правдивее и реалистичнее изобразить на сцене перипетии далеко не актуальной для наших дней пьесы. Между тем им не хватило той доброй иронии по отношению к происходящему, которая позволила бы зрителям воспринимать коллизии весьма наивной пьесы и характеры ее персонажей сквозь «магический кристалл» времени. Несмотря на это, спектакль, в котором была занята вся труппа Театра «Читiген», вполне справедливо был удостоен приза за лучший актерский ансамбль, а актриса Евгения Костякова за роль Хычоны получила замечательный приз «За чистоту и выразительность хакасского языка»!

Крупномасштабным театральным полотном стал спектакль Республиканского русского драматического театра им. М.Ю. Лермонтова «Месяц в деревне» по пьесе И.С. Тургенева. Режиссер Станислав Васильев из Чувашии выстроил действо в полном соответствии с традициями русского психологического театра и в плане режиссерского решения, и в части разбора ролей. События в поместье Ислаева разворачиваются неспешно и даже бесстрастно, кажется, что никакие катаклизмы не в состоянии поколебать размеренную жизнь этой «сонной державы». Соответственно ведут себя и артисты. Они за некоторыми исключениями делают свое дело вполне исправно и профессионально, так сказать, по школе. Но их персонажам порой недостает энергии, изюминки или «перчинки». И лишь язвительные эскапады доктора Шпигельского (Александр Израэльсон) и эмоциональные всплески Аркадия Сергеевича Ислаева (Фарит Загидулин) порой разнообразят действие и оживляют несколько заторможенные темпоритмы зрелища. (Исполнители этих ролей получили дипломы и призы фестиваля: Ф. Загидулин - за лучшую мужскую роль, А. Израэльсон - за лучшую роль второго плана.) Элегантно и вкрадчиво сыграла Наталью Петровну превосходная актриса Валентина Прокопенко, получившая специальную премию СТД РФ. Неожиданно энергичной, твердой и решительной оказалась Анна Семеновна Ислаева в исполнении заслуженной артистки РФ Татьяны Рябенко. Открытием для многих зрителей стала юная Кристина Злотникова, ярко, умно и трогательно сыгравшая Верочку. Ей были вручены диплом и приз «За лучшую роль молодого актера».

Гостем фестиваля из Красноярского края стал Театр оперетты из Железногорска. Он привез музыкальную комедию «с элементами мистики» под названием «Море любви», которую сочинили композитор Марк Самойлов и известные драматурги Борис Рацер и Владимир Константинов. Незатейливая, не претендующая на какие-то театральные изыски комедия положений режиссераАлександра Потылицина и дирижера-постановщика Андрея Пузанова между тем тронула сердца абаканских зрителей. Прежде всего, профессиональным мастерством артистов, умело сочетающих драматический и вокальный талант. Коллективу театра оперетты был вручен диплом «За создание музыкального праздника на фестивале «Белая Юрта».

Закрывал фестиваль Хакасский национальный драматический театр им. А.М. Топанова. Спектакль «Пролетая над гнездом кукушки» по знаменитому роману Кена Кизи стал серьезным творческим поступком театра и режиссера Сергея Кокова (Санкт-Петербург). Но при этом и серьезным испытанием. Авторы назвали свое детище притчей в стиле NeoSwing. Социологи пишут, что это движение «представляет собой культурное бунтарство в его наиболее разрушительной форме: бунтарство, использующее для своих целей символы существующего порядка». Спектакль С. Кокова на самом деле буквально пропитан духом бунтарства: главный герой Макмёрфи (яркий, пластичный и техничный Максим Султреков), переведенный из тюрьмы в психиатрическую клинику, пытается поколебать царящую в ней атмосферу диктата персонала и, прежде всего, старшей медицинской сестры Рэтчед (Алиса Толмачева ), с одной стороны, и почти «овечьей» покорности пациентов, с другой. На общий замысел работают и вихревой темпоритм, и музыкальный ряд, и пластическая партитура спектакля. Интересен и своеобразен режиссерский прием с включением в действие сцены из пьесы Григория Горина «Тот самый Мюнхгаузен». Между тем действо, задуманное неплохим режиссером, осталось в памяти лишь как яркое и брутальное шоу. Спектаклю в целом и отдельным исполнителям не хватило психологической глубины и многоплановости, которые свойственны культовому роману и его известным воплощениям на экране и на сцене. В результате спектакль получил приз за лучшее пластическое решение (хореография Анастасии Быдышевой).

Второй спектакль Хакасского национального драматического театра им. А.М. Топанова стал полной противоположностью первому. Режиссер Саяна Ултургашева сочинила спектакль «Он и Она» по пьесе Николая Коляды «Венский стул». Сыгран он был в небольшом пространстве Малой сцены практически без декораций, если не считать одного стула в центре сцены и киноэкрана на заднике. Действо, поначалу вызывавшее ассоциации с известными абсурдистскими опусами Э. Ионеско и С. Мрожека, на самом деле оказалось проникновенным и трепетными рассказом о зарождающейся любви между двумя одинокими, лишенными человеческого тепла людьми. Автору этих строк даже подумалось, что немногословный, негромкий и пронзительный спектакль мог бы играться вообще без текста - настолько выразительным и многозначным казалось то, что было скрыто «между строк». Возникало впечатление, что спектакль рождался на твоих глазах - из взглядов героев и их прикосновений друг к другу, пауз и вздохов, редких вспышек смеха и резких вскриков, доброй иронии и невольного лукавства, очарования и отчаяния, сплетенья рук и неожиданного пересечения судеб, загадочной «джокондовской» улыбки и песен прекрасной женщины (Юлия Чепашева) и потрясающего танца ее мужественного, рефлексирующего и при этом нежного партнера (Анат Быдышев). Надо отдать должное мастерству режиссера Саяны Ултургашевой, уверенно выстроившей придуманное ею действо и буквально «до пальчика» разобравшей обе роли, позволившей артистам свободно существовать в непростом материале и в столь же сложном, практически пустом сценическом пространстве. Поэтому не вызывает сомнений решение жюри о присуждении «Гран-при» фестиваля спектаклю «Он и Она», а актрисе Юлии Чепашевой - приза за лучшую женскую роль.

***

Надо отдать должное СТД Республики Хакасия: фестиваль «Белая Юрта» прошел на подъеме и вызвал немалый интерес специалистов и простых зрителей. При этом нельзя не отметить, что театры в Абакане существуют в весьма непростых условиях. Русский и Национальный вынуждены жить в «коммунальной квартире», обитать в одном здании и делить сцену (по полмесяца на каждый театр). Уникальный Хакасский театр драмы и этнической музыки «Читiген», в составе которого работает помимо драматических актеров великолепный фольклорный ансамбль «Айланыс», на протяжении всех тридцати лет своего существования трудится в тяжелейших условиях и по сути дела является гастрольным, выступая со спектаклями не только в районах Хакасии, но и в других республиках России. И это сопряжено с большими расходами на аренду помещений. Недавно решился вопрос о выделении «Читiгену» своего здания, предназначенного, однако, только для административных нужд и репетиций. Своей сцены у этого уникального театра по-прежнему нет, что рождает немало трудностей в его работе.

Отрадно, что театры пользуются поддержкой со стороны Министерства культуры республики. Это отношение проявилось и в дни фестиваля: на каждом спектакле «Белой Юрты» присутствовала и принимала активное участие во всех остальных мероприятиях заместитель министра культуры Л.Ю. Киштеева, многие спектакли и их обсуждения посетил министр Л.В. Еремин. Поэтому есть все основания надеяться, что интерес зрителей и руководства культурой республики к театру и фестивалю в будущем будет только усиливаться.

Павел Подкладов (г. Москва)