МИНИСТЕРСТВО КУЛЬТУРЫ РЕСПУБЛИКИ ХАКАСИЯ

Хакасский национальный
драматический театр
имени А.М. Топанова

Новости

Марас Чебодаев: «Театр должен не только развлекать, но и заставлять думать»

Дата: 10.03.2016

Марас Чебодаев: «Театр должен не только развлекать, но и заставлять думать»

Хакасский национальный драматический театр им. А.М. Топанова вскоре порадует своих поклонников премьерой – постановкой «Страны слепых» Герберта Уэллса. Данный спектакль – дипломный проект студента режиссерского факультета Санкт-Петербургской государственной академии театрального искусства Мараса ЧЕБОДАЕВА.

Будущий спектакль, можно сказать, уже получил определенное признание: Министерство культуры РФ поддержало работу молодого режиссера грантом. О том, почему начинающий режиссер национального театра решил обратиться к творчеству английского писателя, о долгом пути в профессию и о миссии театра в современном мире – обо всем этом корреспондент «Абакана» побеседовал с Марасом Чебодаевым в перерыве между репетициями над дипломной работой.

– Наверное, традиционный в беседе с актерами и режиссерами вопрос: как получилось, что решили связать свою жизнь с театром? Когда вы осознали, что ваше место в театре – на сцене, а не в зрительном зале?

– Если я скажу, что о профессии актера мечтал с детства, это будет неправдой. В театр я попал случайно – такое тоже бывает. После окончания школы я долгое время не мог определиться с выбором будущей профессии: хотел поступать в какой-нибудь спортивный вуз, так как с детства занимался вольной борьбой, но не сложилось. Отслужил в армии, от службы занятости прошел обучение на курсах и получил специальность «радиотелемастер». Случайно попал в театр «Читiген» на должность звукооператора. В то время режиссером в этом театре был Андрей Яковлевич Асочаков, который и предложил мне: «Присмотрись у нас, поработай месяц, а там уже решишь, оставаться ли в театре». Мне, человеку, впервые попавшему в театральное закулисье, в «Читiгене» очень понравилось: много молодежи, все говорят на хакасском языке, постоянное общение, какое-то движение – в общем, театр меня увлек. Со временем меня начали привлекать и на эпизодические роли. До сих пор помню свою первую фразу на сцене: «Прекратить беспорядок! Одноглазый, ты арестован!», – мне доверили роль стражника. Профессия актера меня заинтересовала больше, чем звукооператора, но необходимо было получать и специальное образование. Так я поступил в музыкальный колледж на специальность «Режиссер досуговых программ». Но в это же время в Хакасском драматическом театре Эльза Михайловна Кокова набирала студию. Не раздумывая я пошел учиться к мастерам хакасской сцены, отучился четыре года, получил диплом актера и начал работать в драматическом театре. Но для дальнейшей работы необходимо было получать высшее образование. Так я снова оказался студентом, поступил в ХГУ им. Н.Ф. Катанова на специальность «Режиссер любительского театра. Педагог». На протяжении пяти лет совмещал учебу с работой в родном театре. Время быстротечно – и этот период пролетел незаметно. Будучи актером, я всегда советовался с режиссерами относительно ролей, что-то предлагал… Иногда мои предложения принимались, иногда – нет. Попутно активно участвовал в зарождавшемся в те годы хакасском КВНе, был капитаном команды. В жюри часто приглашали режиссера из театра «Читiген» Андрея Асочакова, и он постоянно мне советовал учиться дальше, поступать в театральный вуз Москвы или Санкт- Петербурга. Время неумолимо бежало, а я все не решался: как это – оставить семью, работу, родной город и уехать на несколько лет учебы? Но благодаря моей супруге, которая меня во всем поддержала, я решился поехать поступать в Санкт-Петербургскую государственную академию театрального искусства. По моим ощущениям, во время вступительных испытаний я помолодел лет на десять. В творческих заданиях я старался проявить все свое обаяние. Позже наш мастер Вениамин Фельштинский так и сказал обо мне: «Очень обаятельный молодой человек», хотя мне тогда было уже далеко за 30. Как я узнал уже позже, профессор Фельштинский – один из самых востребованных преподавателей академии, к нему старались поступить многие. Среди его учеников – Михаил Пореченков, Константин Хабенский, Ксения Раппопорт, Михаил Трухин, Андрей Зибров, Алексей Морозов.

 

– Что в профессиональном плане дало обучение в академии, ведь вы были уже не новичок в театральном деле?

– Вениамин Фельштинский – требовательный педагог. Прежде всего, он выбил из меня провинциальную лень, научил работать. На занятия мы приходили к 9.30, а заканчивали лишь к 11 вечера. В театральном вузе своя особая атмосфера: все люди, прошедшие конкурс при поступлении, обладают очень сильной энергетикой, мы постоянно находимся в движении, что-то репетируем, что-то сочиняем, куда-то бежим. И такая энергетика заряжает. Также за время обучения в академии я будто заново научился читать, открыл для себя в новом свете многих известных ранее авторов: Чехова, Толстого, Достоевского. Жизнь и учеба в таком городе, как Санкт-Петербург, общение с признанными мастерами театрального дела расширяют кругозор, ты, сам того не осознавая, меняешься. Венимамин Фельштинский приглашал к нам много именитых мастеров сцены: Юрия Бутусова, Льва Эренбурга, Анатолия Васильева, Андрея Могучего и др. Преподавали у нас и иностранные режиссеры, что познакомило нас с абсолютно другой театральной системой, с другим мышлением, менталитетом. Современный режиссер и должен быть таким: начитанным, с широким кругозором, должен знать и уметь больше актеров.

– Режиссер должен знать гораздо больше актеров… Но в качестве режиссера в родном театре вам предстоит работать со своими педагогами по театральной студии. Не будет творческих споров?

– На сцене есть определенная субординация, мы договариваемся: я – режиссер, следовательно, в данном спектакле главный. Споры, дискуссии – это нормально, актеры могут подсказать режиссеру какое-то интересное решение. Пока что мне повезло, я могу работать с теми людьми, с кем мне психологически комфортно. Хороший спектакль получится только в том случае, если работает команда единомышленников. Хотя как режиссер я понимаю, что в будущем необходимо будет находить общий язык со всеми– независимо от того, начинающий это актер или признанный мастер сцены. Сегодня театры активно используют такую практику, как приглашенный режиссер – и тогда необходимо будет ставить спектакль с людьми, которых раньше и не знал вовсе.

– За время обучения в Санкт-Петербурге не появилось желания остаться в культурной столице страны – работать рядом с мастерами уровня вашего наставника профессора Фельштинского?

– Нет, такого желания не возникало, так как я человек природы, люблю ходить в таежные походы, горы, поэтому в большом городе мне некомфортно. Особенно мне не нравится, что в больших городах много времени съедает дорога – добираться до работы по два часа очень утомительно. В Абакане мне хотелось бы, используя полученные в театральной академии знания и опыт, привнести что-то новое в свой родной театр. Мне хочется, чтобы о Хакасском драматическом театре заговорили на другом уровне, чтобы наш коллектив приглашали и на зарубежные гастроли. Азиатские театры сегодня очень интересны зрителю на Западе – например, бурятский театр хорошо знают во Франции, также на международном уровне известен и хакасский театр кукол «Сказка». Интересно, у нашего мастера Фельштинского я встречался с бывшим режиссером «Сказки» Евгением Ибрагимовым. Узнав, что я из Хакасии, он стал разговаривать со мной на хакасском языке. Во многом известность «Сказки» на уровне страны связана с работами Евгения Ибрагимова – вот он, пример роли конкретного режиссера в жизни театра.

– В чем сегодня миссия национального театра? Должен ли он обращаться лишь к национальной драматургии или его задача – приобщить зрителя к мировой культуре?

– Большую часть спектаклей мы ставим на хакасском языке, и да, сохранение родного языка, поддержка национальной культуры – это одна из важнейших наших задач. В то же время мы ставим и мировую драматургию. Так что миссия национального театра многогранна: это и показать богатство своей культуры, и познакомить зрителя с достижениями других народов.

– На ваш взгляд, какова роль театра в жизни современного общества? Ведь не секрет, что развлекательные легкие спектакли собирают больше зрителей – человек приходит в театр отдохнуть. Ваша остросоциальная постановка «Анна» была воспринята публикой неоднозначно…

– Я считаю, что театр должен не только развлекать, но и нести определенную философию, заставлять человека думать. Спектакль «Анна» – как раз из таких. Как сказал автор пьесы Юрий Клавдиев, «если не обращать внимания на нашу деревню еще несколько лет, из нее поползут мутанты». Я, взявшись за эту пьесу, хотел показать, что может случиться с нами в будущем. Эта пьеса-антиутопия показывает, что может произойти с человеком, если вести образ жизни, подобный описанному. В Абакане постановку действительно встретили противоречиво, но комиссия академии во главе с моим мастером, посмотрев спектакль в записи, поставила мне пять с плюсом. «Страна слепых» Герберта Уэллса – спектакль, который также должен заставить зрителя задуматься о нашем обществе. «Страна слепых» – это все мы сегодня, общество требует от человека быть как все. А если ты не хочешь быть таким, как все, значит ты – больной, сумасшедший. И каждый из нас выбирает свой путь взаимодействия с окружающим миром: кто-то приспосабливается, кто-то – нет. В настоящее время активно идут репетиции, композитор Татьяна Шалгинова специально для спектакля пишет оригинальную музыку, работают художники Алексей Абдин и Мария Максименко, афиши уже готовы. Так что вскоре ждем поклонников хакасского театра на премьеру.

Ольга КАРАЧАКОВА

Дополнительная информация для СМИ по телефону: 8 (909) 525-4478, пресс-служба Хакасского национального драматического театра имени А.М. Топанова; 8(3902) 248-120, пресс-служба министерства культуры Республики Хакасия