Актеры

Саражаков Герман  Николаевич

Саражаков Герман Николаевич

Заслуженный артист Российской Федерации

Артист, драматург, сценарист, поэт, музыкант  (01.03.1934  ‒ 04.06.1999г.г.)

Герман Саражаков выпускник  второй хакасской студии Ленинградского театрального института имени А.Н. Островского 1956 года. Театральная жизнь актёра была связана с Хакасским национальным драматическим театром. С 1973 по 1982 год работал заместителем начальника областного управления культуры Хакасской автономной области. Стоял у истоков создания Хакасской республиканской филармонии и был её первым художественным руководителем (1989 - 1992 годы).

 Родился Герман Николаевич в первый день весны - 1 марта 1934 году.  Жил и учился в село Аршаново, Алтайского района. Аршаново – ещё родина  нашего народного артиста России Анатолия Васильевича Щукина. И, как ни странно, оттуда поехали учиться Дмитрий Килижеков,  Михаил Абдин, Вера Чебодаева.    

То, что Герман поступил и учился в театральном институте, это его призвание. Он  с детства был музыкальным мальчиком. Его отец Николай Ильич, в своё время работал в театре. Когда возвращался с войны, в подарок сыну привёз баян-аккордеон. В институте среди студийцев был самым младшим по возрасту, а физически был рослым,  крепким с хорошим голосом. Любил танцевать, увлекался поэзией,  и первые шаги на сцене начались с героев-любовников.

Говоря о Германе Николаевиче Саражакове нельзя не упоминать о его очаровательной спутнице жизни, талантливой актрисе Нине Дмитриевне Баиновой. Это неразрывный, творческий тандем того уникального легендарного поколения выпускников города на Неве. Супруги Герман Саражаков и Нина Баинова и в институтские годы играли влюблённых – Акуна и Анну в спектакле «Акун» в пьесе Михаила Кокова. Студентами они даже не дружили, поэтому, когда доходили до любовных сцен, скромная Нина не допускала Германа не только поцеловать, но и обнять было невозможно. Мастер студии Ольга Георгиевна Казико и сокурсники уговаривали Нину: «Это же театр!».

 Они только в работе, в театре, покорили друг друга, полюбили и  поженились. Уже на сцене профессионального театра в спектакле «Легенда о любви» Назыма Хикмета Герман с Ниной  опять исполняют любовный дуэт: Ширин (Нина) и Фархад (Герман). Юные таланты, страстные чувства своих героев переживают в другом времени, в другой обстановке, но любовь – всегда современна. А в нашумевшем «Белом лотосе» по пьесе  Шудрака Герман Николаевич исполнил роль  юноши Шарвиль и судью. Опять не похожие друг на друга две роли. Ему с выразительной внешностью, пластичному, одарённому от природы в образе индийского юноши себя «переделывать» не пришлось, он просто играл.

В спектаклях «Айдон,» режиссёра Эльзы Коковой, поставленный к 50-летию Октябрьской революции и «У подножия гор» драматурга Сергея Чаркова, артист Герман Саражаков играет главные роли для которых находит только им присущие штрихи, а исполнял он их всегда с весёлым задором, добротно и правдиво. Любимые роли в классических произведениях завораживали зрителя своим обаянием и искренностью. Добрый Кассио (Г. Саражаков)  в трагедии  «Отелло» умён, сообразителен, он как бы тень великого полководца, который любит наивного Кассио отцовской любовью. Кассио обожает своего покровителя, оберегает, но все, же  не смог уберечь его от смерти. В драме Т.Абдумомунова «Обжалованию не подлежит» в постановке режиссёра Александра Тугужекова герой Германа Саражакова, даёт всем и партнёрам, и зрителю возможность осмыслить создавшееся положение  и делает вывод: виноват не только Нияз, но и сам он (Нурдин), поверивший клевете на любимую и друга. Во всех этих перипетиях и родился цельный образ Нурдина.

В подаче сценических образов у Г.Н.Саражакова был особый подход. Персонажи мировой классики, национальной и современной драматургии глубоко и досконально прорабатывались мастером с учётом ментальности, психологии героев и нравов эпохи.  Это замечательные образы: Вильхельм Фулдал - «Йун Габриэль Боркман» Г. Ибсена, Милай - «Зов марала»  В. Шулбаевой, судья - «Чудесный клад» П. Маляревского, орнитолог - «Берег разовых чаек»  А. Косенкова, Чырбах - «Ах  Пуга» А. Чапрая,  Горкут  - «Горкут Ата»  К. Танатара, китайский купец Бао Си - «Слеза огня» К. Чако, Чебутыкин Иван Романович  - «Три сестры» А.Чехова.

Творческая жизнь Герман Саражаков была насыщена  и не ограничивалась театральной сценой. Он снялся в художественном фильме «Последний год беркута» по роману Н.Г. Доможакова, где сыграл пожилого бая, которого изобразил очень типично, характерно.

Многогранность творческой личности проявилась и в развитии хакасской драматургии. Авторские произведения были поставлены на сцене родного театра. А постановки «Дорога к небу» («Кунзер чол») и  «Ах, девушки!» («Хыймадан, тадылыг хыниичам») имели большой успех у зрителей 90-х. С этими спектаклями театр побывал  на гастролях во многих улусах и сёлах Хакасии. В них показана жизнь сельских жителей со всеми их заботами и радостями.

Герман Саражаков писал стихи, песни, сочинял музыку к спектаклям, играл на гитаре, баяне, фортепиано, относится к числу хранителей и глубоких поклонников народного фольклора. Одна из последних пьес Германа Николаевича «В свете вечерней зари» была основана на  тахпахах - жемчужине хакасского фольклора. В 2006 году музыкальный спектакль в жанре - сцены из деревенской жизни, открыл юбилейный 75-летний театральный сезон Хакасского национального драматического театра имени А.М. Топанова и был посвящён 50-летию выпуска второй хакасской студии, представителям которого был Заслуженный артист Российской Федерации Г.Н. Саражаков.

Яркая и насыщенная жизнь Мастера хакасской сцены  и удивительного Человека Саражакова Германа Николаевича всецело была посвящена  родному театру, культуре республик, благодарным зрителям и всем тем, кто его любил.

В статье использованы материалы из книги театроведа Л.Т. Инкижекова  «Театр – жизнь моя, театр – счастье моё»