МИНИСТЕРСТВО КУЛЬТУРЫ РЕСПУБЛИКИ ХАКАСИЯ

Хакасский национальный
драматический театр
имени А.М. Топанова

Персоны

Тодикова Анастасия Ивановна

Тодикова Анастасия Ивановна

Анастасия Ивановна Тодикова родилась 15 мая 1922 года в селе Бейка Уйбатского сельского совета Усть-Абаканского района Хакасской автономной области Красноярского края.

Родители до Октябрьской революции  занимались скотоводством, после революции стали колхозниками. В 1937 году после окончания 7 класса поступила в  Абаканский педагогический техникум. С 1939 по 1942 годы студентка Ленинградского государственного театрального института им. Н. Островского (I хакасская студия – 13 юношей и 10 девушек).

В 1942 году, эвакуировавшись из Ленинграда, где училась на 2-м курсе Театрального института начала работать в национальном театре. После десятилетней работы в Хакасском театре в 1952 году она снова возвращается в Ленинградский театральный институт, попадая к выдающимся мастерам сценического искусства  О.В. Казико и Г.В. Галофрэ  вместе со второй  национальной студией  -  В.П. Чебодаевой (засл. арт.  РСФСР),  В. И. Спириной,  Н.Д. Баиновой  (нар. арт. РХ), Г.Н. Саражаковым (засл. арт. РСФСР),  А. Абдиным,  А. Чаптыковым,  А. Самриным, И. Добровым, Д. М. Килижековым (засл. арт. РСФСР, Тувинской ССР). В 1956 году с успехом заканчивает обучение.

За период творческой деятельности Анастасией Ивановной сыграно более 100 разноплановых, драматических и комедийных ролей в пьесах национальных, российских и зарубежных авторов, вошедших в золотой фонд национального театра.

Первое появление Анастасии Тодиковой на сцене определило её амплуа острохарактерной актрисы. Она не терпела расплывчатости ни в жизни, ни на сцене, и потому её привлекали сильные натуры, отрицательные, положительные, но активные и волевые. Получая роль, актриса  осторожно подбиралась к ней, придирчиво изучая  все достоинства и недостатки. Глубоко оптимистичное,  по сути,  творчество Анастасии Ивановны лишено какой бы то ни было однозначности в обрисовке человеческого характера. Она умела выявить и подчеркнуть особенное  в той личности, которую создавала на сцене. Требовательная к себе и к своей профессии Анастасия Тодикова с особой тщательностью  готовилась к репетиционному процессу, проводя большую самостоятельную работу над  пьесой. Создавая разные образ персонажей драматических, комических, сатирических  Анастасия Ивановна наделяла их  качествами над которыми зритель, задумываясь, оправдывал действия и взгляды её героинь на жизнь.

Таковы одни из труднодоступных для воплощения ролей – Тана во «Всходах» М.Кильчичакова – в слепой материнской любви, не видящая ни своей гибели, ни того строя, представительницей которого она является, неугомонная и сварливая старуха Хорды – в спектакле  «Одураченный Хорхло» А.Топанова, женщина-мать, оплакивающая смерть своего сына  Торгай в драме «Акун» М. Кокова.

Образ Вассы Железновой в одноименной пьесе М. Горького позволил раскрыть драматические возможности актрисы, разносторонность её дарования.  Трагедийное дарование Анастасии Тодиковой наиболее полно прозвучало на материале пьесы Мустая Карима «В ночь лунного затмения».  Танкабике  не только властительница степи,  она – жертва бесчеловечных и бессмысленных законов «адата».

Большое место в репертуаре актрисы занимали образы матерей в спектаклях: «Краснодонцы», «Нашествие», «Разлом», «В добрый час», «В поисках радости», «Мать». В каждой из них она искала неповторимость и своеобразие духовного строя героинь. Итогом больших творческих раздумий явился образ Евгении Дмитриевны в спектакле «Большая мама» Г. Мдивани – умной, душевной и тонкой.

Вершины  комедии и трагедии – самых древних  жанров драматургии и театра – покорены Анастасией Ивановной Тодиковой. Встретившись с её искусством, зритель никогда не оставался равнодушным, он смеялся над незадачливостью героя или поражался глубине человеческих страданий.

Драматургия А. Островского и В. Шекспира,  Лопе де Вега и М. Горького, Л. Леонова, Ч. Айтматова, В. Розова и А. Корнейчука находила у неё глубокое прочтение. Коллеги, драматурги С. Чарков и Г. Саражаков  писали для неё роли, в которых она блистала: Тугдурей («Айдон»), Ойлы, Хат Ивана («Дорога к звездам») и («Ах девушки»). Драматурги знали, каким праздником для зрителей станет встреча с любимой актрисой.

Тодикова Анастасия Ивановна пользовалась большим авторитетом в коллективе театра за принципиальность и честность, за готовность разделить радость и поддержать коллег в трудную минуту. Кроме театра актриса активно принимала участие в общественной жизни Хакасии. Коммунист, пропагандист национального искусства А.И. Тодикова неоднократно избиралась депутатом в городской и областной Советы народных депутатов. Являлась членом ревизионной комиссии обкома КПСС,  кандидатом в члены Хакасского обкома КПСС.

За большие заслуги в развитии театрального искусства в 1958 году Анастасия Ивановна Тодикова удостоена звания «Заслуженный артист РСФСР»..