МИНИСТЕРСТВО КУЛЬТУРЫ РЕСПУБЛИКИ ХАКАСИЯ

Хакасский национальный
драматический театр
имени А.М. Топанова

Персоны

Спирина Валентина Иосифовна

Спирина Валентина Иосифовна

Спирина Валентина Иосифовна  (01.12.1932 - 05.02.1989 г.г.)

Родилась 1 декабря 1932 года в поселке Туим, Ширинского района.

Выпускница второй хакасской студии Ленинградского института театра, музыки и кинематографии 1956 года.   

Единственная актриса пятидесятых годов, которая пришла вместе со всеми в театр,  окончив театральный институт, и три десятка лет проработав в Хакасском областном национальном театре, не была удостоена почетного звания, не замечена властями, несмотря на то, что создала ряд ярких и значимых сценических образов,  активно участвовала в общественной жизни  города и области.

Еще учась в институте Валентина Иосифовна  в учебных отрывках играла роли преимущественно женщин средних лет.  С великолепными вокальными данными, любила петь хакасские песни и тахпахи. В дипломных работах своего курса выступила в ролях  Марии в спектакле «Двенадцатая ночь» В. Шекспира и девушки в драме «Акун» по пьесе М. Кокова.   

Талантливая, самобытная актриса была из тех незаменимых героинь, которая успешно создавала образы второго плана, и в этом ей не было равных. Актерские работы Валентины Иосифовны  были «хороши» всегда, интересны, узнаваемы и любимы зрителями.

За 32 года преданного служения на сцене Хакасского областного театра  создала  более ста разнохарактерных ролей в пьесах разных авторов и разных времен: русская классика, зарубежная, современная и национальная. Было у неё свое актерское кредо – «…не смотря ни на что, играть и играть!». Поэтому Валентина Иосифовна всегда была  в поиске. Находила яркие образы, кропотливо изучала манеры, характеры, особые приметы, повадки, которыми руководствовалась в создании  образов на сцене.

Первые профессиональные шаги в театре дали многое. Общаясь с легендарными артистами, старшими товарищами А.А. Шурышевым, А.В. Щукиным, К.С. Чарковой,  А.И. Тодиковой, - она училась у них мастерству, познавала трудоемкое, но очень интересное ремесло. Если студенткой Валентина в спектакле «Акун» играла девушку, то в поздних постановках она исполняет характерных, колоритных представительниц, как  старшую жену шамана Кака.

В работе с первым профессиональным режиссером Александром Тугужековым Валентина Спирина получила роль  Палаваны в спектакле «Белый лотос» по пьесе Шудрака (1957 г.).  И это её  лучшая работа молодой актрисы в театре. Небольшая,  но одна из и центральных персонажей, была сделана с огромной внутренней отдачей и любовью.  В спектакле «Материнское поле» по Ч. Айтматову, режиссер А.В. Тугужеков (1964 г.) она в образе Земли-Матери пронизывала своим бархатным тембром, чистой и искренностью.  

В совершенстве владея, родным хакасским языком В.И. Спирина  с  увлечением работала над рождением своих героинь в хакасских постановках.

К спектаклю «Одураченный Хорхло»  по пьесе А. Топанова (1958 г.) актриса готовилась особо ответственно и тщательно, ибо роль  жены бая Хооха - Хомрах в предыдущих постановках играли опытные актрисы - А.Г. Кискидосова, (1942г.), Т.А. Котюшева, (1945г.). В создании своего особенного образа кичливой, комичной богатой свахи, не подвело её актерское дарование и творческое содружество режиссера А.В. Тугужекова и художника – постановщика Л.А. Алексеева.  Сколько было тревог, сомнений, переживаний!

В пьесе начинающего автора В. Шулбаевой «Недопетая песня»  (режиссер В.И. Ивандаев, 1976 г.) трагичный образ вдовы Пайоки, актриса наделила  лучшими чертами современниц  - сильной, мужественной, решительной.  Это образ женщины - матери являющейся символом самых светлых чувств  в мире насилия и крови.

Особое место в её репертуаре занимает одна из ярких работ это комедия «Проделки Айдолая» по пьесе  Г. Котожекова (режиссер В.И. Ивандаев, 1977г.). Свою  героиню Тыртыс Валентина Иосифовна решает своеобразно. Любящая комедийные образы она купается в этой роли,  используя различные актерские приспособления - меня наряды, тембр голоса, манеру… доведя тем самым свою игру до динамики фарса. С иронией и юмором, сделанная роль Тыртыс получила особую симпатию зрителей и всегда сопровождалась смехом и аплодисментами.

Актрисой было сыграно много ролей, некоторые из них стали подлинным сценическим открытием. Валентина Спирина работала полутонами, её героини легкоранимые и глубоко страдающие. Такой была дочь Сатика во «Всходах» М. Кильчичакова. В протяжной и грустной песне, она выражала свою безрадостную жизнь Хызамас в доме бая Кужакова. Ноначах  в драматической легенде «Птица счастья» И. Кычакова,  Домна (стряпуха) в постановке «Сердце не прощает» по пьесе А. Сафронова,  Наталья в  постановке «Васса Железнова» М. Горького,  медсестра в драме «Всеми забытый»  Н. Хикмета, Мири в спектакле «Юстина» Х. Вуолийоки, Ланда  «Пока арба не перевернулась»  О.Иоселиани,  Аквиринэ «Я вижу солнце» Н.Думбадзе, Клавдия Васильевна «В поисках радости» В.Розова, Шанель «Восемь любящих женщин» Р.Тома, трагичная Эрита в «Забыть Герострата» Г.Горина, женщина Арабка в спектакле «Ермак» М. Бударина, мать Валентина  в спектакле «Валентин и Валентина» Арбузова, мать большого семейства Одо «Превратности судьбы» В. Шулбаевой и многие другие её роли оставили значительный вклад в истории театра.

Артист  в театре всегда живет в ожидании новых ролей, а распределение ролей – игра, кому какая фишка достанется. Получив роль, артист заново возрождается и вновь  как в первый раз создает  новый неповторимый образ, пока не вынесет на суд строгого  зрителя.

Актриса Валентина Иосифовна Спирина никогда не играла вполсилы, в любимой работе находила радость и счастье. Друзья, подруги, коллеги по цеху её любили и обожали за открытость души, за тонкий юмор, за жизнелюбие. Её веселый и радушный нрав всегда магнитил, притягивал всех кто когда – либо с ней соприкасался.