НОВОСТИ

Забытое имя: художник Хакасского национального театра Павел Сарычев


Забытое имя: художник Хакасского национального театра Павел Сарычев

Становление театрального искусства в Хакасии прошло сложный, долгий и тернистый путь развития. Хакасский национальный театр возник в Абакане в ноябре 1931 года на базе кружка художественной самодеятельности села Усть-Фыркал Ширинского района и агитколлектива «Синяя блуза». Возникновение театра стало важным событием в развитии театрального искусства и культуры хакасского народа.

В 1924 году в селе Усть-Фыркал Ширинского района под руководством учителя местной школы Г. Михалева возник кружок художественной самодеятельности, затем на базе кружка возник агитколлектив «Синяя блуза». Большой популярностью в Хакасии в середине 1920-х годов пользовались выступления живой газеты «Синяя блуза». Эта форма агитационного художественного движения получила широкое распространение по всему СССР. Целями живой газеты были агитация и пропаганда новой советской жизни и воспитание зрителей. Одноактовые пьесы синеблузников на сценах театров сопровождались музыкой, пением и инсценировкой.

Первым художественным руководителем Хакасского национального театра стал режиссер, поэт и драматург А. М. Топанов. Директором театра был назначен И. В. Коков. В состав созданного театра вошли актеры: Н. Н. Кичееев, А. Г. Кискидосова, М. П. Топоев, А. К. Щадрин, Е. А. Котюшева, Ф. Саражакова, Т. Барашева, девять музыкантов духового оркестра, один киномеханик, один радист, музыкант-чатханист и рабочий сцены. Со дня основания молодой коллектив начал поиски новых форм творческой работы: написание, перевод и постановку пьес на хакасском языке. Первыми авторами хакасских пьес были К. Самрин, А. М. Топанов, С. Миткижеков, М. С. Коков и М. Е. Кильчичаков.

У истоков хакасского национального театрально-декорационного искусства стоял художник Павел Иванович Сарычев (1919-1998). Свой творческий путь он начал в 1937 году в качестве актера труппы Хакасского национального театра. С этим театром в течении почти 18 лет он прошел все этапы его становления и творческого возмужания, помогая зрителю понять сложную синтетическую природу театрального искусства.

Родился Павел Иванович в 1919 году в поселке Лузино Исикульского района Омской области в крестьянской семье. Его дед, сын крепостного крестьянина, перебрался в Сибирь из Тамбовской губернии. Своих детей не имел и взял из детского приюта сироту. Это был отец Павла Иван. В годы коллективизации семья перебралась в Хакасский национальный округ в Абакан.

Вот что вспоминает актер В. Шлык о художнике Сарычеве:

«Они купили маленький домик на Второй улице. На этом месте сегодня двор школы № 10. Маленький Павел пошел здесь во второй класс. В 9 классе школы он впервые пишет декорацию для самодеятельного театра. Ставили «Стеньку Разина». В этом же спектакле он выходил в роли одного из казаков. Спектакль ставили в клубе железнодорожников и школах города. Постепенно театр «затягивал».

В апреле 1937 года Сарычев устраивается на работу помощником художника-бутафора Зубкова в Хакасский национальный театр.

В феврале 1940 года Сарычев был призван в армию, где служил в 114 стрелковой дивизии на территории Забайкальского военного округа. Стрелковая дивизия была сформирована приказом командующего войсками Забайкальского военного округа от 04.07.1939 года в связи с конфликтом на реке Халхин-Гол и была направлена в резерв 1-й армейской группы. В состав действующей армии стрелковая дивизия входила формально и непосредственно в боевых действиях не участвовала. После завершения конфликта на Халхин-Голе 114 стрелковая дивизия продолжала дислоцироваться на территории Забайкальского военного округа.

Вот как сам Сарычев вспоминал об этом периоде жизни:

«В феврале 1940 года нас троих, актера Русского театра Пищик Михаила, актера Русского театра Сорокина Бориса и меня, привезли под Улан-Удэ на станцию Дивизионную в расположение 363 пехотного полка, 114 дивизию. Была ночь, сильный мороз. Всю дорогу ехали в холодно вагоне с теплушкой. В это время уже шла финская война, и нас готовили для переброски на финский фронт».

В годы Великой Отечественной войны изобразительное искусство Хакасии, как и искусство всех регионов СССР, было полностью направлено на борьбу с фашизмом. На первое место в эти годы выдвинулись массовые виды агитационного искусства - плакат, карикатура, газетный рисунок и листовка.

Среди карикатур Сарычева, созданных в Хакасии в годы войны: «Трофеи фашистского молодчика» (1941) и «Работать по-стахановски! Бить по-хасановски!» (1941), «На днях в Москве было подписано соглашение между СССР и Великобританией о совместных действиях в войне против Германии» (1941), «Немцы заставляют воевать румын насильно, так как румынские солдаты настроены против войны и немцев» (1941). То, что создал художник во время войны, безусловно, в наши дни приобрело историческую и художественную ценность.

В годы Великой Отечественной войны в Хакасии продолжает развивается театральная жизнь. В Абакане работали три театра: Хакасский национальный театр, Русский драматический театр им. Лермонтова и Абаканский кукольный театр. В военные годы в театрах ставились многие старые предвоенные постановки, но также были созданы несколько новых спектаклей.

В марте 1942 года П. И. Сарычев стал главным художником в Хакасском национальном театре, где проработал 12 лет. В своем творчестве Сарычев следовал опыту русской реалистической театрально-декорационной живописи. Более всего ему удавалось передать обстановку старого хакасского быта. Хорошее знание художником народного быта, фольклора и национальных традиций хакасов являлось основой убедительности и специфического колорита его сценографии.

22 мая 1942 года важным событием в художественной жизни Хакасии стала премьера в Хакасском национальном театре музыкальной комедии А. М. Топанова «Одураченный Хорхло». В основе сюжета лежала реальная история, имевшее место в хакасском улусе. Парень и девушка, любившие друг друга, решили пожениться, но мачеха невесты была против брака ее падчерицы с пастухом. Тогда друзья жениха условились выкрасть невесту. Однако в темноте произошла путаница и вместо молодой они засунули в мешок и увезли злую старуху.

Режиссером спектакля стал И. С. Самохвалов, композитором А. А. Кенель, декорации к спектаклю были оформлены П. И. Сарычевым. Актеры создали яркий, жизнерадостный и запоминающийся спектакль: А. М. Топанов (Ожен), Е. П. Начинова (Порчо), А. А. Шурышев (Чанар), Н. И. Коков (Хорхло), М. С. Саргов (Тапчы), А. С. Саргова (Хорды).

Режиссер спектакля «Одураченный Хорхло» И. С. Самохвалов вспоминал:

«Перед молодым художником П. И. Сарычевым стояла трудная задача: надо было найти такое оформление картин, которое бы отвечало не только жанру пьесы и спектакля, но и правде места действия. Пока художник терпеливо искал наиболее удовлетворительный вариант оформления, композитор А. А. Кенель отрабатывал с хором и солистами музыкальные номера, а балетмейстер Н. Ф. Бауман в поте лица работал над постановкой заключительного танца, на сцене днем и вечером шли репетиции с актерами».

В 1945 году на сцене Хакасского национального театра была поставлена пьеса М. С. Кокова «Акун» в новой поставке режиссера А. М. Топанова. Пьеса была посвящена теме борьбы за установление Советской власти в Хакасии. Сарычев выполнил декорации к спектаклю и костюмам, которые стали большим достижением в сценографии Хакасии. Действие спектакля состояло из 5 картин, где развиваются события – в партизанском отряде, на берегу реки, в юрте. Художнику удалось создать запоминающийся образ народного быта, специфику традиционной одежды, ее силуэта, декора и национального колорита главных персонажей спектакля: Акуна, Анны и Тохтобина. Как и в других работах художника, в них видны не только смелая разработка народного быта хакасов, яркая гармония цветовых сочетаний, но и выразительная пластика фигур персонажей, их движений и жестов, где тонко было передано ощущение эпохи.

В 1946 году в Хакасском национальном театре был поставлен спектакль по пьесе К. Гольдони «Слуга двух господ».

Алтайский театральный критик С. Тарбанакова отмечала: «Спектакль получился изящным, легким и праздничным. Действие развивалось стремительно, в него органично вплетались музыка, танцы и фехтовальные сцены. Душой этого яркого комедийного представления стал Труфальдино А. Шурышев. Его герой был ловок, остроумен, смешон и неистощим на выдумки. Актерские импровизации были в духе комедии Гольдони и одновременно перекликались с комическим народными импровизациями хакасов».

Художник Сарычев подготовил декорации и костюмы к персонажам пьесы: Г. И. Чанков (Сильвио), Е. П. Начинова (Беатриче), А. В. Щукин (Флориндо), М. С. Саргов (Бригелла), Н. И. Коков (Пантелоне), С. Колченаев (доктор). Работая над эскизами декораций и костюмов, Сарычев всегда идет от пьесы, от ее мысли и ее стиля. Зрительный образ спектакля у него всегда органически связан со всеми особенностями драматургического произведения, логически вытекает из него.

За годы работы в Хакасском национальном театре (1942-1954) Сарычевым были оформлены спектакли: М. А. Топанова и Н. Зингеровского «Одураченный Хохло» (1942), М. С. Кокова «Акун» (1945), К. Гольдони «Слуга двух господ» (1946), М. Ю. Лермонтова «Люди и страсти» (1948), Ю. Чепурина «Последние рубежи» (1948-1949), В. Шишкова «Угрюм-река» (1951), А. Островского «Последняя жертва» (1951), М. Е. Кильчичакова «Всходы» (1951), К. Гоцци «Принцесса Турандот» (1953), Н. Нилина «На белом свете», А. Глобы «Пролитая чаша» (1954) и др.

Сохранившиеся акварельные эскизы П. И. Сарычева к спектаклям 1940-1950-х годов дают представление о творческом почерке художника и уровне декорационного оформления в Хакасии тех лет. Художник Сарычев настойчиво овладевает богатейшими традициям русского театрально-декорационного искусства. Отсюда живописность задников, стремление передать в них характер интерьера, цветом подчеркнуть настроение. В задниках для хакасских постановок Сарычев хорошо передает особенности построек хакасских аалов, красоту тайги и степей. Знание материала соответствующей эпохи присутствуют в эскизах к пьесам русской и западной классики.

В 1948 году Сарычев был принят в Союз художников СССР. Был участником художественных выставок (краевых и областных) с 1944 года.

В наши дни имя художника Павла Ивановича Сарычева, к глубокому сожалению остается забытым. И основной целью моей публикации стала реконструкция биографии и творческого пути этого интересного и замечательного художника Хакасского национального театра им. А. М. Топанова.


Источник: http://www.19rus.info/index.php/kultura-i-sport/item/130284-zabytoe-imya-khudozhnik-khakasskogo-natsionalnogo-teatra-pavel-sarychev?template=ia05062020&is_preview=on