НОВОСТИ

Представим, что мы в Юрте. Белой юрте…


Представим, что мы в Юрте. Белой юрте…

V Международный кочевой театральный фестиваль «Белая юрта» официально стартовал в Хакасии. Оценить и обсудить творческий багаж театров, пьесы местных авторов были приглашены известные театральные деятели искусств России: Борис Манджиев, художественный руководитель Национального драматического театра им. Б. Басангова, заслуженный деятель искусств Российской Федерации и Республики Калмыкия, Павел Подкладов, театральный критик, журналист, кандидат наук, Валентина Головчинер, доктор филологических наук, профессор Томского госуниверситета, главный научный сотрудник ТГУ и Нина Майнагашева, кандидат филологических наук, ведущий научный сотрудник сектора литературы ХакНИИЯЛИ, член СП России.

«Белая юрта» (Ах Иб) – это межрегиональный кочевой театральный марафон, организованный Союзом театральных деятелей Хакасии. В течение недели театры Хакасии и Красноярского края представляли на суд зрителей свои постановки. Также в рамках фестиваля пройдет семинар драматургов.

Первый день фестиваля начался со знакомства экспертов с местными драматургами, чьи пьесы прошли отбор на Лаборатории драматургов, организованной Домом литераторов. После него Союз театральных деятелей направил пьесы лучшие в Москву для ознакомления критикам. Всего на суд экспертов было представлено 8 пьес местных авторов. На первой встрече обсуждались работы молодых драматургов Хакасии – Дмитрия Кабанюкова (пьеса «Палата 69»), Анастасии Спалевич (предновогодняя пьеса «АГЕНТСТВО «Подари крылья») и Натальи Семенниковой (музыкальная сказка-пьеса по английскому фольклору «Королева и нечистая сила»).

Валентина Егоровна Головчинер была крайне удивлена тем количеством пьес, которые были представлены на конкурс.

«Я за всю свою жизнь, живя и работая в Томске, прочитала всего две пьесы местных авторов. А тут мне присылают такую большую папку пьес… Это невероятно и здорово! Очень радует, что в Хакасии есть люди, которые хотят писать пьесы. А ведь это очень сложный род литературы».

Обсуждение проходило на малой сцене Республиканского драматического театра им. М. Ю. Лермонтова. Авторы очень волновались,

ведь для кого-то из них, например Дмитрия, такой опыт общения и работы был первым, как собственно и опыт написания пьесы.

В связи с тем, что сегодняшняя действительность требует скорости, «молниеносной» реакции на происходящее, яркого фееричного действия, режиссерам очень сложно разбираться в пьесах, где персонажи произносят слишком длинные реплики, не несущие за собой ничего, кроме разговора ради разговора. Режиссерам приходится «безжалостно» сокращать такие тексты. Так же эксперты обратили внимание молодых авторов на наличие большого количества действующих лиц.

«Если вы вводите персонажа в «жизнь» главного героя, – советовала Валентина Егоровна, – нужно непременно обозначить, зачем он появляется, в каких он отношениях с окружающими, обстоятельствами и как этого персонажа довести до его собственного финала. Чтобы четко проследить развитие героя, попробуйте читать только его реплики. Тогда любые неточности сразу станут видны».

Самое главное, чему я научилась, когда начала писать произведения – это принимать любую критику, прислушиваться к тем, кто работает в сфере литературы или в данном случае в сфере театра и драматургии всю жизнь и знает все законы это рода литературы и театрального действа. А советы Бориса Наминовича, Павла Владимировича и Валентины Егоровны были для меня очень полезными и интересными в том плане, что они были в чем-то схожими, а в чем-то разительно отличались друг от друга. Но главное то, что я, наконец, напрямую услышала основные правила, по которым нужно строить пьесу. Уже во время разбора моей пьесы, у меня появились новые идеи, как сделать мою историю лучше. Мы долго, даже после обсуждения еще продолжали разговаривать о том, как сделать наши пьесы действительно интересными и правильными с точки зрения театра.

«Пишите о том, что волнует конкретно вас, – дал напутствие Борис Манджиев. – О том, что вы когда-то пережили, и это взволновало ваши сердца, и тогда у вас все получится. Творческих успехов!»

На второй день в селе Бея, в МБУК «Районный дом культуры» состоялось официальное открытие фестиваля «Белая юрта». Сотрудников, руководство театров и критиков фестиваля встретили по хакасской традиции в национальных костюмах, угостили айраном и талганом. Открыли фестиваль спектаклем Хакасского национального театра им. А. М. Топанова

«Осенняя скука», а вечером на большой сцене драматического театра и. М.Ю. Лермонтова состоялся спектакль «Хыймадан тадылыг хыниичаам» по пьесе Г. Саражакова, режиссер – С. Чебодаева. После просмотра критики и актеры собрались вместе, чтобы обсудить увиденное.

Третий день был не менее насыщенным. Но плюс ко всему и волнительным. На обсуждении были представлены две пьесы более опытных авторов: пьеса «Эволюция» Алексея Сагатаева – актера Хакасского театра драмы и этнической музыки Читiген и пьеса «Соседи» Светланы Чаптыковой – заслуженной артистки Российской Федерации, народной артистки Республики Хакасия, Председателя Союза театральных деятелей Республики Хакасия. Критики остались довольны представленными пьесами. Они отличались краткостью реплик, но между строк можно было уловить огромный глубокий смысл. Не менее интересно было посмотреть пьесу в виде эскиза. И получилось интригующе, но в тоже время просто и понятно. Основная задача эскиза – представить основную идею пьесы, заинтересовать зрителя, была достигнута. Но большим сюрпризом лично для меня стал эскиз по моей пьесе. Режиссер Марас Чеббур (главный режиссер Хакасского национального театра им. А. М. Топанова) решил представить пьесу необычным и непривычны для меня образом. Он взял из пьесы ключевые образы и действия отдельных персонажей, а потом дал актерам задачу обыграть это как шутливое обращение к приезжим критикам. Вышло очень весело. Марас Степанович даже «оживил» одного героя – сверхсовременную систему поиска (В пьесе СПА), которая мне до этого представлялась просто механическим голосом с характерными звуками и световыми сигналами. Но увидеть эту систему в облике красивой девушки, ловко разъезжающей по сцене на гироскутере… Это было неожиданно и очень мило. Надеюсь, такой очеловеченный образ СПА сохранится, если режиссер продолжит работу над постановкой пьесы.

Не менее запоминающимся был эскиз, подготовленный актером драмтеатра им. М. Ю. Лермонтова Фаритом Загидулиным. Он сам разыграл свою новую пьесу-монолог «Про любофь». Рассуждения автора, его постоянные обращения к зрителю и «дорогому читателю» о природе любви, о том, как правильно любить и насколько это чувство является важным для человека, постоянно вызывали желание включиться в разговор, может даже и поспорить. В этот же день критикам и зрителям показали спектакль «Месяц в деревне» по пьесе И. Тургенева, режиссер – Станислав Васильев.

На следующий день у всех журналистов была возможность задать членам жюри интересующие их вопросы во время пресс-конференции. В фойе второго этажа драмтеатра. Кроме приглашенных критиков на конференции присутствовали министерстр культуры Республики Хакасия Леонид Еремин, Светлана Чаптыкова как председатель Союза театральных деятелей Республики Хакасия, а так же сотрудники республиканских театров. После этого всех желающих на малой сцене драмтеатра прошла творческая встреча с Борисом Манджиевым, а вечером критикам представили спектакль «Он и Она» (по пьесе Николая Коляды «Венский стул») Хакасского национального театра им. А.М. Топанова. Режиссер – Саяна Ултургашева. Сюрпризом для абаканского зрителя стала музыкальная комедия «Море любви» по пьесе В. Константинова и Б. Рацер театра оперетты города Железногорска.

В последний день критики вместе со зрителями посмотрели последний спектакль, участвующий в фестивале – «Пролетая над гнездом кукушки» по одноимённому роману Кенна Кизи, режиссер – Сергей Коков. Как всегда после спектакля было обсуждение, и мнение критиков относительно того, что они увидели, разошлись. Борис Наминович отметил ритмичность спектакля, которая очень быстро захватила и держала на протяжении всего действия, однако ни одна актерская работа не произвела впечатления.

«Не понятно, как происходит в данном случае «разрушение» главного героя Макмерфи, когда он попадает в окружение новых людей. Такое впечатление, что все самое напряженное, переломное происходит с ним за кулисами».

Валентина Егоровна после просмотра спектакля осталась немного разочарованной тем, что увидела. Атмосфера безудержного веселья и сценография бара с ди-джеем в лице главного героя выглядела достаточно напряженной.

«Постепенно складывалось ощущение, что весь сюжет, все действие нацелено идет к тому, чтобы лишить невинности малыша Билли. Так же в диалоге Макмерфи и сестры Рэтчед я хорошо узнаю разговор Мюнхгаузена и Марты из сценария Григория Горина «Тот самый Мюнхгаузен». Это чистый плагиат, такого быть не должно».

Павел Владимирович в своем выступлении о впечатлении от спектакля отметил его актуальность и нужность в жизни.

«Я скажу честно, что то, что вы решили поставить столь сложное и в тоже время тонкое произведения Кена Кизи, это уже поступок».

И вот, наконец настал самый волнительный момент всего фестиваля – церемония закрытия и награждение лучших. Министр культуры Леонид Ерёмин поблагодарил всех участников и жюри за такую теплую атмосферу и плодотворную работу.

«Белая юрта – это знаковое театральное событие для нашей республики. Такие фестивали и обсуждения спектаклей один из самых лучших способов для актеров и режиссеров показать себя, посмотреть на себя со стороны, получить оценку своего творчества. От всей души поздравляю всех участников фестиваля с таким замечательным событием!»

Дипломы в номинациях «Лучшая мужская роль» получили Заслуженный артист Республики Хакасия Фарит Загидулин (за роль Ислаева в спектакле «Месяц в деревне») и заслуженный артист Российской Федерации, народный артист Республики Хакасия Геннадий Чаптыков. За победу в номинации «Лучшая женская роль» Павел Владимирович Подкладов вручил актрисе Юлии Чепашевой (спектакль «Он и Она»).

В номинации «Лучшая женская роль второго плана» победила Анастасия Быдышева (спектакль «Пролетая над гнездом кукушки»). Лучшим в номинации «Лучшая мужская роль второго плана» был признан Александр Израэльсон (за роль Шпигельского в спектакле «Месяц в деревне»).

Специальный приз Союза театральных деятелей Хакасии «Творческая командировка» был присужден артистке Валентине Прокопенко. Это особая награда фестиваля. Валентина отправится в Санкт-Петербург. По признанию самой актрисы, эта награда стала для нее неожиданностью.

В номинации «Лучшая работа молодого актера» награду получила Кристина Злотникова (за роль Верочки в спектакле «Месяц в деревне»).

Спектакль «Он и Она» так же не оставил равнодушными экспертов. За это он получил диплом в номинации «Лучший спектакль». Так же не смотря на противоречивое отношение экспертов к спектаклю «Пролетая над гнездом кукушки» ему присудили диплом за «Пластическое решение спектакля».

Леонид Еремин вручил Хакасскому театру драмы и этнической музыки «Читiген» диплом в номинации «Лучший актерский ансамбль».

Так же жюри не забыло отметить и драматургов, участвовавших в работе фестиваля. Валентина Егоровна Головчинер вручила Светлане Чаптыковой диплом в номинации «Лучший драматург» (пьеса «Соседи»).

Анастасия СПАЛЕВИЧ


Источник: https://abakan-news.ru/