НОВОСТИ

К 85-летию со дня рождения актёра, драматурга, музыканта, заслуженного артиста России Германа Саражакова


К 85-летию со дня рождения  актёра, драматурга, музыканта, заслуженного артиста России  Германа Саражакова

          Герман Саражаков выпускник  второй хакасской студии Ленинградского театрального института имени А.Н. Островского 1956 года. Театральная жизнь актёра была связана с Хакасским национальным драматическим театром. С 1973 по 1982 год работал заместителем начальника областного управления культуры Хакасской автономной области. Стоял у истоков создания Хакасской республиканской филармонии и был её первым художественным руководителем (1989 - 1992 годы).
          Родился Герман Николаевич в первый день весны - 1 марта 1934 году.  Жил и учился в село Аршаново, Алтайского района. Аршаново – ещё родина  нашего народного артиста России Анатолия Васильевича Щукина. И, как ни странно, оттуда поехали учиться Дмитрий Килижеков,  Михаил Абдин, Вера Чебодаева.  

          То, что Герман поступил и учился в театральном институте, это его призвание. Он  с детства был музыкальным мальчиком. Его отец Николай Ильич, в своё время работал в театре. Когда возвращался с войны, в подарок сыну привёз баян-аккордеон. В институте среди студийцев был самым младшим по возрасту, а физически был рослым,  крепким с хорошим голосом. Любил танцевать, увлекался поэзией,  и первые шаги на сцене начал с героев-любовников.

            Говоря о Германе Николаевиче Саражакове нельзя не упомнить  о его очаровательной спутнице жизни, талантливой актрисе Нине Дмитриевне Баиновой. Это неразрывный, творческий тандем того уникального легендарного поколения выпускников города на Неве. Супруги Герман Саражаков и Нина Баинова и в институтские годы играли влюблённых – Акуна и Анну в спектакле «Акун» в пьесе Михаила Кокова. Студентами они даже не дружили, поэтому, когда доходили до любовных сцен, скромная Нина не допускала Германа не только поцеловать, но и обнять было невозможно. Мастер студии Ольга Георгиевна Казико и сокурсники уговаривали Нину: «Это же театр!».

            Они только в работе, в театре, покорили друг друга, полюбили и  поженились. Уже на сцене профессионального театра в спектакле «Легенда о любви» Назыма Хикмета Герман с Ниной  опять исполняют любовный дуэт: Ширин (Нина) и Фархад (Герман). Юные таланты, страстные чувства своих героев переживают в другом времени, в другой обстановке, но любовь – всегда современна. А в нашумевшем «Белом лотосе» по пьесе  Шудрака Герман Николаевич исполнил роль  юноши Шарвиль и судью. Опять не похожие друг на друга две роли. Ему с выразительной внешностью, пластичному, одарённому от природы в образе индийского юноши себя «переделывать» не пришлось, он просто играл.

             В спектаклях «Айдон,» режиссёра Эльзы Коковой, поставленный к 50-летию Октябрьской революции и «У подножия гор» драматурга Сергея Чаркова, артист Герман Саражаков играет главные роли для которых находит только им присущие штрихи, а исполнял он их всегда с весёлым задором, добротно и правдиво. Любимые роли в классических произведениях завораживали зрителя своим обаянием и искренностью. Добрый Кассио (Г. Саражаков)  в трагедии  «Отелло» умён, сообразителен, он как бы тень великого полководца, который любит наивного Кассио отцовской любовью. Кассио обожает своего покровителя, оберегает, но все, же  не смог уберечь его от смерти. В драме Т.Абдумомунова «Обжалованию не подлежит» в постановке режиссёра Александра Тугужекова герой Германа Саражакова, даёт всем и партнёрам, и зрителю возможность осмыслить создавшееся положение  и делает вывод: виноват не только Нияз, но и сам он (Нурдин), поверивший клевете на любимую и друга. Во всех этих перипетиях и родился цельный образ Нурдина.

             В подаче сценических образов у Г.Н.Саражакова был особый подход. Персонажи мировой классики, национальной и современной драматургии глубоко и досконально прорабатывались мастером с учётом ментальности, психологии героев и нравов эпохи.  Это замечательные образы: Вильхельм Фулдал - «Йун Габриэль Боркман» Г. Ибсена, Милай - «Зов марала»  В. Шулбаевой, судья - «Чудесный клад» П. Маляревского, орнитолог - «Берег разовых чаек»  А. Косенкова, Чырбах - «Ах  Пуга» А. Чапрая,  Горкут  - «Горкут Ата»  К. Танатара, китайский купец Бао Си - «Слеза огня» К. Чако, Чебутыкин Иван Романович  - «Три сестры» А.Чехова.

             Творческая жизнь Герман Саражаков была насыщена  и не ограничивалась театральной сценой. Он снялся в художественном фильме «Последний год беркута» по роману Н.Г. Доможакова, где сыграл пожилого бая, которого изобразил очень типично, характерно.

             Многогранность творческой личности проявилась и в развитии хакасской драматургии. Авторские произведения были поставлены на сцене родного театра. А постановки «Дорога к небу» («Кунзер чол») и  «Ах, девушки!» («Хыймадан, тадылыг хыниичам») имели большой успех у зрителей 90-х. С этими спектаклями театр побывал  на гастролях во многих улусах и сёлах Хакасии. В них показана жизнь сельских жителей со всеми их заботами и радостями.

             Герман Саражаков писал стихи, песни, сочинял музыку к спектаклям, играл на гитаре, баяне, фортепиано, относится к числу хранителей и глубоких поклонников народного фольклора. Одна из последних пьес Германа Николаевича «В свете вечерней зари» была основана на  тахпахах - жемчужине хакасского фольклора. В 2006 году музыкальный спектакль в жанре - сцены из деревенской жизни, открыл юбилейный 75-летний театральный сезон Хакасского национального драматического театра имени А.М. Топанова и был посвящён 50-летию выпуска второй хакасской студии, представителям которого был Заслуженный артист Российской Федерации Г.Н.Саражаков.

              Яркая и насыщенная жизнь Мастера хакасской сцены  и удивительного Человека Саражакова Германа Николаевича всецело была посвящена  родному театру, культуре республик, благодарным зрителям и всем тем, кто его любил.

В статье использованы материалы из книги театроведа Л.Т. Инкижекова

«Театр – жизнь моя, театр – счастье моё»