НОВОСТИ

Снегурочка, которая никогда не тает


Снегурочка, которая никогда не тает

   Вот уже 20 лет Алиса Толмачева актриса Хакасского национального драматического театра имени А. М. Топанова, выпускница первой  театральной студии Хакасского театре, ежегодно выходит на сцену в  образе Снегурочки. Единственный год, когда она не задействована в этом сказочном действе, это нынешний.

На вопрос: «Почему?» она спокойно ответила: «Видимо, пора уступить место младшим…»

– Быть актрисой мечта с детства? Или помог случай ею стать?

– Я родилась в селе Усть-Чуль, потом мои родители переехали в аал Усть-База. Я же закончила  Калининскую среднюю школу. Папа мой Терентий Васильевич Мамышев был простым табунщиком, а мама Валентина Николаевна Мамышева – бухгалтером. Именно мама хотела, чтобы я после школы получила высшее образование и стала педагогом. Хотя непосредственно в школе я с удовольствием посещала фольклорную группу «Подснежник», которой руководила Раиса Егоровна Сербигешева. В этом ансамбле мы исполняли хакасские песни, играли на национальных инструментах. Потом нашу школу посетила певица, народная артистка Хакасии Клара Ефимовна Сунчугашева, которая меня прослушала и позвала в Абакан. Однако мама не разрешила мне уехать. Я выполнила ее волю и поступила в институт саяно-алтайской тюркологии, но не добрала один бал. Вернулась к себе в деревню. Тогда Раиса Егоровна, садит меня в такси и привозит в Абакан в театр, чтобы пройти конкурс и поступить в театральную студию, которую набирала художественный руководитель театра и главный режиссер Эльза Михайловна Кокова. На месте нужно было рассказать стихотворенье, басню и показать выход из предполагаемых обстоятельств. А обстоятельство было следующее. Мне сказали, что ты идешь на дискотеку вся наряженная, и тут перед тобой большая лужа. Ее не обойти Как ты поступишь? Я вышла, подумала, вернулась назад, сняла свои ботиночки и босиком по этой луже прошагала (смеется). Так я сдала экзамены и стала учиться в театральной студии Хакасского национального драматического театра имени А.М. Топанова.

– Что на это сказала мама?

– А маме я пообещала, что после того как я стану актрисой, то, возможно, поступлю в институт и стану педагогом (смеется). Теперь, когда я стала артисткой, мама уже  отказалась от своей прежней затеи и даже счастлива, что я связала свою судьбу с театром.

Я же благодарна Раисе Егоровне Сунчугашевой, за то, что она указала мне верный путь в жизни.

– Театральная студия, какое образование вам дала?

– Среднее специальное. Однако мы вместе с актерами нашего театра, которые не имеют высшего театрального образования, написали заявление в республиканское министерство культуры с просьбой помочь нам в поступлении в Красноярский государственный институт искусств. Думаю, что руководители министерства пойдут нам на  встречу.

– А мама посещает спектакли, в которых вы принимаете участие?

– Конечно, она теперь мой самый главный критик и приезжает в Абакан на все премьеры.

– А отец?

– Папы не стало полтора года тому назад. В Абакан он не приезжал, но когда наш театр гастролировал по Хакасии, и в частности в Аскизском районе, то по возможности присутствовал. Вообще он был человеком скромным и скупым на похвалу. Он как-то больше в себе вынашивал. Хотя было видно, что он очень сильно мною гордился и постоянно отслеживал в местной прессе все публикации о нашем театре, все телевизионные передачи. Я даже привозила ему кассеты с записью наших спектаклей. Он их с удовольствием просматривал.

– Свою первую роль Снегурочки помните?

– А как же. Мы тогда еще студентами были. Кажется, шел 1998 год. Кто-то мне сказал, что меня утвердили Снегурочкой. Я не поверила и побежала к расписанию. Смотрю – точно! Увидев мое волнение Светлана Семеновна Чаптыкова, которая преподавала нам актерское мастерство мне сказала: «Не переживай, все будет хорошо, ты справишься!». Обычно создается две группы. Одна играет на стационаре, то есть в театре для городской детворы, другая отправляется гастролировать по Хакасии. Раньше мы много новогодних представлений играли, даже в труднодоступных селениях были частыми гостями. В школах на 4-5 раз выступали, но потом  стали бывать реже. Как-то время поменялось, хотя деревенская детвора всегда нас с нетерпением ждала. Они же все за чистую монету принимали. Бывало, подойдут и спрашивают: «Снегурочка, а ты не растаешь?». Отвечаю им: «Сейчас мы с Дедом Морозом с вами поиграем, раздадим подарки и поедем к себе в лес, чтобы не растаять». Помню, в Абазе один мальчик подкрался ко мне сзади, да как дернет за косу и кричит: «А коса-то у нее настоящая, своя». Такое вот любопытство проявляли дети.

– У вас, наверное, много было партнеров за все эти годы? Кто запомнился больше всего?

– Да они все были добрыми и талантливыми. Первый Дед Мороз, с которым мне повезло играть, был Игнат Васильевич Кайдачаков, дальше Геннадий Николаевич Чаптыков, Иван Сайфудинович Салайдинов, Виктор Сергеевич Коков, Сергей Николаевич Доможаков.

– Какой подарок от Деда Мороза и Снегурочки хотят получать дети? Что они просят у вас, прежде всего?

– Все зависит от возраста ребенка. Маленькие хотят больше сладостей, игрушек. У тех, кто постарше, другие запросы. Хотя, конечно же, самое главное разговаривать с ними на их языке. Тогда удается расположить их к себе, заслужить  доверие.               

– Вы играли Новогодние представления, вы внутренне тоже ощущали этот праздник в душе, или же относились как к обычной театральной роли?

– Если в душе у тебя не будет праздника, его не будет и у детей. Понимаете, дети ведь готовятся задолго к Новому году. Они разучивают стихотворения, родители им шьют новогодние костюмы. Ты же не можешь выйти на сцену с равнодушным, безучастным лицом. Дети – натуры очень тонкие, они халтуру чувствуют сразу. Я, наверное, не первая кто вам об этом говорит?

– Да, действительно, не первая…

– Детский спектакль играть гораздо сложнее, чем взрослый. Ответственности больше. Когда у меня дочь была маленькой, приходилось идти на всякие хитрости, чтобы ее убедить в том, что Дед Мороз и Снегурочка настоящие. Помню, прибежала она после клуба с подарком и сразу под елку. А там ее тоже подарок ждал. Она спрашивает: «А что, Дедушка Мороз со Снегурочкой заходили?». Отец, еще жив был, отвечает: «Видимо был, только я его не видел, так как хозяйством занимался». Она выбегает на улицу и возвращаясь назад со словами: «Как же они были, если во дворе следов нету?». Тогда начинаю убеждать ее я: «Дедушка Мороз и Снегурочка во двор не заезжали, они на санях  на крышу приземлились и через трубу в дом вошли». А потом когда дочь повзрослела, на всех моих Новогодних представлениях была.

– У вас имя тоже сказочное – Алиса? Почему родители вас так назвали?

– С моим именем тоже история произошла. В семье меня хотели назвать Олеся. Отец поехал в сельсовет за свидетельством о рождении. Его спросили: «Как вы назвали дочурку?». Он сказал: «Олеся». Тогда женщина, которая его приняла, сообщила ему, что такого имени нет, и дала книгу, чтобы он убедился. Имя Олеся он там тоже не увидел и, следуя ее совету, согласился назвать меня Алисой. Теперь у меня два имени. Все родственники зовут меня Олесей, а в театре я для всех Алиса.

– Я знаю, что многие актеры в Новый год подрабатывают, ездят по квартирам, поздравляют детей. Вам тоже приходилось этим заниматься?

– Было такое, но недолго. Знаете, когда я попробовала, то поняла, что нахожусь не в своей тарелке. Получается, что ты просто обманываешь ребенка и все. При этом никакого удовольствия не испытываешь…

– Но разве со сцены вы не делали тоже самое?

– Со сцены это немножко другое. Там дети тебе верят, а вот в квартире, думаю, что нет. По крайней мере, это мое мнение.

– Чтобы вы хотели пожелать детям в преддверии Нового года? С какими словами к ним вы обратитесь?

– Прежде всего, хочу, чтобы они были всегда здоровыми и счастливыми. Никогда не переставали мечтать и верить в чудеса. Именно мечтать, а не ставить перед собой цель.  От слова «цель» исходит нечто бытовое, и отнюдь не сказочное. А Новый год – это, в первую очередь, волшебство. Если сильно мечтать, то эти мечты обязательно сбудутся.  Я это по себе знаю. Так что больше мечтайте и радуйтесь жизни. С наступающим Новым годом!

                                                                                                                                                                                                                                 Беседовал Сергей ДЕНИСОВ