НОВОСТИ

Юбилейную дату отмечает Мария Кыстоякова заслуженная артистка России и Хакасии


 Юбилейную дату отмечает Мария  Кыстоякова  заслуженная артистка России и Хакасии

Свой театр заслуженная артистка Российской Федерации, заслуженная  артистка Республики Хакасия Мария Павловна  Кыстоякова выбрала однажды и навсегда. Театр, отношения с которым у неё сводятся к одному короткому и емкому определению – преданности. Почти из 87 лет истории Хакасского национального драматического театра имени А.М.Топанова ровно половина слиты с её жизнью. А когда жизнь театра неотъемлема от твоей, то все перипетии – радости и горести триумфы и драмы – проходят через твоё сердце.

         Мария Кыстоякова, из когорты носителей высокой артистической культуры, хранителей истории, памяти  и традиций Хакасского театра.  Для культуры Хакасии это имеет большое значение. Ведь сегодня труппа театра почти на 70% процентов состоит из молодых артистов. А набираться опыта нужно, прежде всего  - глядя  на старших товарищей, перенимая не только их отточенное мастерство, вкус к профессии, но и достоинство, и умение держать удар…

      Родилась Мария Павловна 7 декабря 1948 году на заимке Кыстояковых Бейского района. Росла на радость родителям трудолюбивой и очень инициативной. Кроме учебы в школе, которая давалась легко, занималась в художественной самодеятельности, постоянно принимала активное участие в общественной жизни. Первый выход  на «большую» сцену состоялся в 15 лет в городе Новосибирске. Мария стала лауреатом конкурса чтецов с произведением Николая Доможакова «Лиственничная гора», который принес девочке первое признание и популярность. Её фотографию напечатали в газете  «Комсомольской правде». 

        На настоящую профессиональную сцену Марию Павловну по её образному  выражению, «сдернули с лошади». Летом, как обычно, она помогала матери чабанить. Директор совхоза прочил её в агрономы, а тут подлетает на «газике»: «Ну-ка, актриса, слезай с коня, поехали! …Куда?» Оказывается,  в районный центр Бея приехала комиссия  из ЛГИТМИКа, «набирали в артисты». Вот так и уехала юная Мария в далёкий Ленинград.

        Поступила на службу в Хакасский драматический театр Мария Кыстоякова в 1974 году  после окончания Ленинградского государственного института театра, музыки и кино. Мудрые педагоги разглядели в скромной хакасской девочке высокий трагедийный талант. За врожденной  тихой ненавязчивостью и закрытостью увидели ту искру Божью, которая разгораясь, несёт в себе чистый жар трагической актрисы. Остались позади интересные образы в студенческих отрывках: Кабаниха из драмы А.Н. Островского «Гроза», Леди Макбет, Анна Каренина,  Аксинья из «Тихого Дона». Сбылась мечта молодой актрисы, волновавшие душу сны стали воплощаться в зримые образы. Её занимали судьбы разных женщин - тружениц, матерей, королев - для которых она находила созвучные только ей неповторимые краски. Постоянные поиски новых путей самореализации на протяжении  всего творческого пути Марии Кыстояковой привлекали разных режиссеров к  совместной  творческой работе. 

        За 44 года  служения на родной сцене добротный материал в воплощении разных по жанру ролей актрисе давали классическая зарубежная, русская и национальная драматургия:  Мария Стюарт   в трагедии «Мария Стюарт» Ф. Шиллера, Наталья в спектакле «Три сестры» А.П.Чехова и Февронья Петровна Пошлепкина «Ревизор»  в комедии Н. Гоголя,  Миссис Форд «Виндзорские насмешницы» В. Шекспира и Миссис  Твигг «Необычайное происшествие» Д.Б. Пристли, Шурка в трагифарсе  «Комната невесты» В. Красногорова, Песочинская Роза Александровна в современной истории «Ретро» А.Галина  и др.

Эти роли – источник порой мучительной, но всегда радостной  внутренней работы. Выстраивая их, побеждая сомнения и переживания, она всегда достигает глубокой психологической разработки характеров. Порой делая счастливым других, обладая милосердием, умея в слабости  играть силу, в простоте  - лукавство. Её героини красивы и элегантны – как могут быть красивы зрелость  и мудрость.

- «Если ты работаешь в одном театре столько лет, ты обязана быть каждый раз новой, другой» – таково кредо актрисы.  

       Самобытный народный характер Марии Кыстояковой, глубокое понимание своей древней культуры, позволили  актрисе воплотить на сцене яркие образы: Айго-Бегин в спектакле «Слеза огня»,  Олун «Любовь Чингисхана» по пьесам К.Чако, Кайда в драме «Недопетая песня» В. Шулбаевой, Абыйа в былине «Земля отцов» А. Кызласовой, Майрус в спектакле–воспоминание «Я жду тебя» С.Чебодаевой, Хорды, Хомрах в народной комедии «Одураченный Хорхло» А.Топанова.   

            Каждый новый образ актрисы в постановках театра вызывали интерес у родной публики, у видных театральных деятелей России  и представителей прессы.  С её творчеством знакома  театральная аудитория Германии, Финляндии, Турции, Монголии, Башкирии, Татарстана, Киргизии, Казахстана, Бурятии, Алтая, Якутии, Тывы, куда актриса со своим коллективом выезжала не раз на гастроли и фестивали.  

 Биография заслуженной артистки Российской  Федерации и  Республики Хакасия Марии Кыстояковой  на  Хакасской сцене  - долгая дорога,  пройденная с большим достоинством!... И она продолжается, обретая новые качества.

             В этот замечательный день, дорогая Мария Павловна, примите искренние слова восхищения вашим мастерством и артистическим талантом. От всей души желаем Вам крепкого здоровья, счастья и радости творчества. Пусть никогда не покидает Вас вдохновение и успешными будут все начинания!

Искренне любящий Вас - коллектив Хакасского национального драматического театра имени А.М.Топанова