НОВОСТИ

Эскизы на любой вкус и цвет!


Эскизы на любой вкус и цвет!

         C 24 по 29 июня профессиональные театры Хакасии и Красноярского края – Национальный драматический театр им. А.М. Топанова, Русский республиканский драматический театр имени М.Ю. Лермонтова, Хакасский музыкальный драматический театр «Читиген» и Минусинский драматический театр примут участие в театральной лаборатории по современной драматургии. Она будет проходить под руководством театрального критика, основателя и художественного директора фестиваля «Реальный театр», лауреата международной театральной премии имени К.С. Станиславского и международной премии имени С.П. Дягилева Олега Лоевского.

         Поддержка театров малых городов России традиционно входит в круг приоритетных задач Государственного Театра Наций под руководством народного артиста России Евгения Миронова. В рамках лаборатории с труппами театров работали ведущие режиссеры из Санкт-Петербурга, Москвы и Воронежа. В лаборатории также приняли участие видные театральные деятели – куратор театральных проектов Государственного театра наций Елена Носова и театральный критик, руководитель литературно-драматургической части Театра имени Моссовета Алла Михалева.

        В ходе подготовительного периода театром были отобраны четыре пьесы современных авторов. Эскизы спектаклей были представлены на суд зрителей, которые после просмотра эскизов приняли участие в обсуждении показанных работ, а затем голосованием определили их дальнейшую судьбу, выбрав один из двух вариантов: «продолжить работу» или «забыть, как страшный сон».

      27 июля режиссер из Санкт-Петербурга Денис ХУСНИЯРОВ с труппой Минусинского драматического театра представил эскиз по пьесе Ярославы Пулинович «Как я стал…».

       28 июня на малой сцене Драмтеатра им. М.Ю. Лермонтова зрителям представили эскиз «Хуманитас Инжиниринг» по пьесе Марии Зелинской. Режиссером выступил Никита Рак. Это история нашего возможного будущего, когда технологии разовьются настолько, что появятся целые компании с громкими лозунгами: «Создай свой идеал!» Мария рассказала историю девушки Леры (Наталья Мишакова), которая как раз обратилась в такую фирму, чтобы, наконец, покончить с одиночеством и создать модель, робота идеального для нее мужчины.  

Эскиз вызвал довольно неоднозначную реакцию. Как сказал Олег Семенович Лоевский: «Паузу выдержали».

«Данная пьеса разговорная, поэтому поставить ее за короткий срок сложно. Кроме того, даже, прочитав пьесу, не совсем понятно, кто робот, а кто – человек. – Поделилась своими впечатлениями Алла Михалева – руководитель литературно-драматургической части театра имени Моссовета, театральный критик. – Есть несколько моментов, которые, как мне показалось, были не до конца раскрыты».

         «Никита представил нам настоящий живой уголок, – пошутил Олег Семенович, – потому что всюду камеры, за поведением героев все время следят… Но на самом деле я разделяю эту «паузу» зрителей, потому что правда есть легкое недоумение… Получилось необычно, местами смешно, с огоньком… Аттракцион с роботами…»

         Но главное, то, что автор пьесы хотела донести и донесла до читателя – раскрывается в прогнозе одного из главных героев пьесы, Артура в исполнении Дениса Энгеля: «Пройдет несколько лет и все модели станут сущим адом для заказчиков, потому что мы ничего не знаем о себе и не можем создать идеал». Дело тут даже не в том, что мы не СМОЖЕМ создать идеал, а в том, что сам факт безукоризненности, безупречности со временем теряет свою прелесть, быстро может наскучить. Человеку на самом деле и не нужен идеал, это иллюзия, к которой мы так отчаянно стремимся. На самом деле нужен кто-то настоящий, другой, странный, особенный. Именно к этому и стремится Артур. Вообще, вся концепция эскиза напомнила фильм Стивена Спилберга «Искусственный разум», вышедший в 2001 году.

           Не смотря на неоднозначную реакцию зрителей и критиков, эскиз получился необычным, живым. И наличие камер, следящих за героями – интересный режиссерский ход. Чувствуешь себя подопытным кроликом в стенах лаборатории. Постановка заставляет задуматься. Не сразу понятно, какая там главная мысль, может она придет, найдется  потом, после долгих размышлений и анализа… А может и не придет. В любом случае, хотелось бы увидеть развитие эскиза, более глубокого раскрытия персонажей и хотя бы намека от режиссера на то, где же все-таки в действии люди, а где роботы, и есть ли последние вообще.          

          29 июня Лаборатория продолжила свою работу на малой сцене Драмтеатра. Под руководством Евгении Беркович труппа Национального драматического театра им. А.М. Топанова показа эскиз по пьесе Светланы Баженовой «Как Зоя гусей кормила», а в большом зале Центра культуры и народного творчества им. С.П. Кадышева Хакасский музыкальный драматический театр «Читиген» выступил с «Пластическим спектаклем с элементами вербатима». Режиссер – Ирина Галушкина из Москвы.

          Эскиз по пьесе «Как Зоя гусей кормила» получился невероятно бытовым, но от этого еще более глубоким. Зрители даже отметили, что подготовленную постановку можно уже смело назвать настоящим спектаклем. Среди скудных декораций ярко блистали и веселились персонажи. Женя (Алиса Толмачева) – простая девушка, которая приехала из деревни в город, но не для поисков лучшей жизни или чтобы поступить в институт, а просто потому что «вся молодежь уже давно в город перебралась». Она проста, наивна, немного глуповата, но настрой у нее боевой! В город девушку привозит Плоцкий (Арлекин Толмачев) и знакомит со своим другом Владимиром Ильичом (Сергей Доможков). Последний –человек полностью погруженный в науку, он ухаживает за своей мамой Зоей Марковной (Мария Кыстоякова), которой около ста лет. Сюжет пьесы напоминает такие знаменитые фильмы советского периода как «Приходите завтра», «Карнавал»… Правда, не с таким печальным концом.

После эскиза как обычно прошло обсуждение. Виктор Федорович Шлык подивился, как на таком маленьком пространстве, с такими скудными декорациями актерам под руководством режиссера удалось настолько глубоко уйти в повествование.

«Актеры просто удивительные: за такой короткий срок погрузиться в… почти потусторонний мир! Это крайне сложно. Но режиссеру удалось по-настоящему увлечь актеров. Евгения регулировала это «хождение по канату». Я потрясен!»

Что еще поражает и восхищает, так это то, что актеры заставили зрителя забыть, что это эскиз, репетиция.

«Создалось впечатление, что спектакль, а данную постановку можно УЖЕ так назвать, играется в театре не первый раз, потому что актеры не только выучили весь необходимый текст, но и вели себя уверенно. – Высказала мнение Алла Михалева. – Особенно это можно сказать о героини Алисы Толмачовой».

Лаборатория прошла интересно, интригующе. Представленные эскизы дали толчок не только на создание новых спектаклей (все представленные работы достойны стать новой страницей репертуара театров), но и познакомили с замечательными, талантливыми драматургами. Хочется познакомиться с их творчеством глубже.