НОВОСТИ

Душой он был всегда с народом


 Душой он был всегда с народом

Новый 87-й театральный сезон Хакасского национального драматического театра  ознаменован 115-летним юбилеем основоположника и первого художественного руководителя национального театра Александра Михайловича Топанова.  Этот выдающийся человек был страстным пропагандистом национального искусства.  В одном лице он стал организатором,  педагогом,  драматургом, музыкантом и артистом. Молодой руководитель собрал творческую труппу, приучал её к сцене,  учил актёрской профессии и учился сам.

В 2018 году, вместе с юбилейной датой основоположника театра А.М. Топанова, коллектив отметил и юбилеи его современников - первых энтузиастов художественной самодеятельности и легендарных хакасских артистов.

110 лет  исполнилось бы первой хакасской актрисе Екатерине Павловне Начиновой, 95 лет - народному артисту России и Республики Хакасия Анатолию Васильевичу Щукину, 90 лет - легенде  театра,  заслуженному артисту  РСФСР и Тувинской АССР Алексею Тимофеевичу Щетинину.  Каждый из них - это целая театральная эпоха, каждый внёс огромный вклад в театральное искусство Хакасии своей  преданностью, любовью и огромным  энтузиазмом.  

- Екатерина Павловна Начинова пришла в театр в августе 1933 год.  Родилась она  в 1908 году в селе Алтын Чул Ширинского района,  в семье была шестым ребёнком.  Любимым занятием Кати было  смотреть представления  драматического кружка, в которых учувствовала старшая сестра Мадо. После окончания школы ей пришлось подчиниться  воле родителей и закончить медицинские курсы в Омске. Но любовь к театру взяла верх. Катя поступает в  Минусинское культпросветучилище, где поражает  преподавателей  фантазией, умением подражать, игрой на гитаре и чатхане.  После училища её судьба связана со сценой, театр стал её домом, её долгом и любовью. 23 года  жила она на сцене судьбами своих героинь, разных по характеру и мироощущению. В каждом образе актриса старалась найти   и открыть близкое и понятное  зрителям, и они был благодарны ей за это открытие. Недаром в народе её называли: «наша Катюша».

- Анатолий Васильевич Щукин вспоминает: «В улусе Аршаново 17-летним юношей я увидел два спектакля национального театра - «Сады цветут» и «Слуга двух господ»,  и был зачарован игрой Екатерины Павловны Начиновой, Николая Ивановича Кокова, Алексея Ананьевича Шурышева. Они зажгли в моём сердце пламя любви к сцене. Театр уехал, и мне показалось,  что он увёз с собой частицу моей души. Я хорошо владел хакасским языком и потому, узнав о наборе в национальный театр, немедленно принял решение – ехать.  Меня приняли. С волнением приступил к работе над первой ролью – матроса в спектакле «Акун». Мне был близок  образ матроса Симонова, который сумел понять  душу хакасского народа, полюбить его и остался жить в Хакасии. Зритель заметил  и оценил эту эпизодическую роль, и это оказалось решающим  в моей дальнейшей судьбе».

- Выдающийся мастер хакасской сцены  Алексей Тимофеевич  Щетинин, как настоящий  художник-творец, не прекращал работу  над ролью, пока играл её.  Он лепил образ сначала в своей душе, затем на репетициях, бесконечно ставя перед собой, почти невыполнимые задачи и одолевал вершины, им же самим возведённые. Уникальность  А.Т.Щетинина  в том, что он был личностью,  художником, в котором неистребимо жил дух  исповедальности.  Над какой бы ролью он ни работал -Чарудатта  в «Белом лотосе»,  Прохор  в «Вассе Железновой», Суванкул в «Материнском поле», Отелло, Эзоп -  он наполнял её  своим видением мира, умел разглядеть в малом большое, в незначительном суть. Через всю свою небольшую, но насыщенную творческую жизнь Алексей Тимофеевич  пронёс любовь к природе,  к своей  земле.

 Село Усть-Фыркал, называемое в народе Алтын Чул (Золотой ручей), находится в живописном уголке Хакасии.  Первые поселенцы знали, где осадить своих коней – горы, лес, полноводный Июс давали всё, что было необходимо для существования. И потому неудивительно, что вокруг Усть-Фыркала  раскинулись такие улусы как Попушино, Сарып Тасты, Хуба Чар, Чоохчыл, Хызыл аал, Хайа Алты, ЧалгысТыт, Изырлар, Тарчы.

Население этой местности в основном состоял из хакасов.  Построенные ещё в 1860 году  церковь и церковно-приходская школа пытались «охристианить» их, чегоот алтынчульцевдобиться было не так легко. Постепенно устраиваемые  в Усть-Фыркале  церковные праздники, привлекая огромное количество  народа из соседних улусов, превращались в народные празднества  - с игрищами, песнями, тахпахами.

В осеннее утро  28 сентября 1903  года  в селе Топаново Ширинского района в доме Михаила Павловича Топанова родился сын. Назвали его Шурик. Вскоре после рождения сына семья  переехала в  Усть-Фыркал. Детство Александра протекало как у всех детей: бегал босиком по траве, взбирался на горы. А между занятиями в церковно-приходской школе он любил постоять возле каменных стел, памятников культуры древнего народа, где от рисунков древнего художника,приоткрывавшего завесу над далёким прошлым,  исходила непонятная и притягательная сила.

После школы Александра отправили в Красноярскую семинарию, потом был Минусинск, где произошло знакомство с театрами Красноярска, Минусинска и Иркутска, вдохновившее Александра Топанова  на создание драматического кружка в родном Фыркале.

Долгими зимними вечерами  1922 года  решалась судьба репертуара будущего кружка. Молодёжь из окрестных улусов набивалась в комнату  Александра Михайловича, где он увлечённо говорил о театре, читал пьесы  А.П. Чехова, Н.В.Гоголя – любимых своих писателей.

Наконец, репертуарная политика была определена. Кружковцы выбрали «Медведь» А.П.Чехова, готовили пьесу увлечённо. Завоевал популярность рассказ «Злоумышленники» в исполнении сторожа исполкома А.Жукова.  Обратились кружковцы и к комедии  «Женитьба»  Н.В. Гоголя (интерес к этой пьесе у Александра Топанова не угасал и в дальнейшем: почти через 10 лет, обогатившись знаниями театральной культуры и открыв для себя драматургические миры других народов, он вновь возвратился к ней, но уже в профессиональном театре).  Ставили и хакасские игры, переложив их в сценические миниатюры: «Киик-пуур», «Хара токпес», «Хозан Орыгы», «Узiнчi артых».

Со дня основания Хакасского национального театра с 1931 по 1934 годы Александр Михайлович Топанов был художественным руководителем  молодого коллектива. Свои постановки  коллектив театра спешил показать  сельскому зрителю. Обязательной частью гастрольного репертуара была концертная программа, в которую включались танцы народов мира, стихи русских, советских и хакасских авторов. В представлениях учувствовал духовой оркестр. Особенно любили зрители Гаврила Кокова, исполнявшего под чатхан хакасские мелодии и наигрыши. Везде их встречали как самых желанных гостей. Громкоговоритель извещал об их прибытии, и они появлялись, или пешком неся на своих  плечах костюмы  и реквизит, или на попутной машине (ведь своего транспорта  долгое время в театре не было).

«Наши начинания получили повсеместную поддержку», и потому мы часто обменивались концертами с другими клубами. Так, всегда хорошо принимали нас в коммуне  Коминтерна, который находился в районе Ширинского  зерносовхоза. Особенный восторг вызывал наш  самодеятельный оркестр, в котором я играл на мандолине и балалайке, Топанов - на гитаре. Все наши представления сопровождал оркестр, а на торжественных собраниях  мы исполняли «Интернационал», - рассказывал Николай Коков, участник кружка.

Творческий поиск  А.М.Топанова, деловитость и заботливость  И.В.Кокова, первого директора театра, создавали  в коллективе атмосферу чуткости и доброжелательности.

В 1934 году Александр Михайлович по состоянию здоровья  вынужден был уйти из театра, но, как оказалось, не навсегда. Через шесть лет, в 1940 году, Александр Михайлович вернулся на родину и в родной коллектив, где  с огромным энтузиазмом пишет пьесы, стихи и играет на сцене.

 Большим событием в культурной жизни области и хакасской драматургии  стала пьеса  А.М.Топанова «Одураченный Хорхло». Замысел  музыкальной комедии, основанной на хакасском фольклоре, у Топанова возник давно, а в работе ему помогали режиссёры И.С.Самохвалов и Н.М.Зингеровский.

22 мая 1942 года состоялась премьера спектакля «Одураченный Хорхло» (режиссёр И.С.Самохвалов, композитор А.А.Кенель, художник П.И.Сарычев). Исполнителем   главно йроли Ожена  был Александр Топанов, роли Порчо – Екатерина Начинова. Они создали яркий, жизнерадостный спектакль, который демонстрировал несгибаемую волю и оптимизм самого  творческого коллектива, верившего в победу над фашизмом.

Топанов пишет и сам ставит одноактные пьесы «Кровь за кровь», «Стальные сердца»,  «Месть», «Сын хакасского народа», «Краснодонцы». Большой успех у зрителейимелипереработанные постановки любимых произведений Топанова«Женитьба» Н.В.Гоголя,  «Медведь» А.П.Чехова, «Лекарь поневоле» Ж.Б.Мольера. Театр военных лет был центром интенсивной  творческой и агитационно - пропагандисткой деятельности. Он прошёл суровое испытание, проявив мужество и героизм, пронеся через лишения  веру в торжество справедливости.

Осенью 1945 года Хакасский театр принял участие в смотре национальных театров Российской Федерации. Директором и художественным руководителем в это время был  Александр Михайлович Топанов, который поставил в новой редакции спектакли «Одураченный Хорхло», «Акун» и «Лекарь поневоле».

После достойного выступления  на смотре  театр продолжает набирать  творческие силы, расширяя репертуар. В 1945-1947 годах  А.М. Топанов переводит на хакасский язык  пьесу Л.Леонова «Нашествие»,  «Лес» Н. Островского, осуществляет, по отзывам театральных критиков, их замечательную сценическую постановку. Он по-прежнему не оставляет и артистическую деятельность, играя роли в своих спектаклях и в постановках других режиссёров.

Последним спектаклем, который он поставил на сцене Хакасского национального театра в честь 20-летнего юбилея  Хакасской автономной области, была пьеса «В степи» Георгия Топанова. На этой «достойной ноте»  закончилась работа  Александра Михайловича в театре, как директора, режиссёра-постановщика, актёра и музыканта.

В 1951 году по состоянию здоровья А.М.Топанов  с семьёй переезжает на постоянное проживание в Крым.

Опыт и знания, накопленные и переданные легендарными артистами хакасской сцены,  стали стартовой площадкой для становления и дальнейшего развития современного Хакасского национального театра, и остаются ценным творческим и духовным наследием национального театрального искусства.

Материал

  1. Э.М.Коковой «Чон чарии»
  2. Т.А.Топанова «Александр Михайлович Топанов» (страницы биографии)
  3. С.С.Чебодаева-Чаптыкова «Призвание-театр!»
  4. Фото из  архива театра