НОВОСТИ

Хакасский национальный драматический театр им. А.М. Топанова открывает свой юбилейный сезон


Хакасский национальный драматический театр им. А.М. Топанова открывает свой юбилейный сезон

11 ноября премьерой спектакля «Алаахтыртхан Хорхло» открывает свой юбилейный сезон Хакасский национальный драматический театр имени А.М. Топанова. Пьеса неоднократно ставилась на сцене родного театра. Первые три постановки 1942, 1945 и 1958 года не раз редактировались самим автором.

«Александр Михайлович дорабатывал образы героев, стремясь наиболее точно передать состояние. Он мастерски отшлифовывал слова охотника Őчеңа, так же дополнил диалог Хорхло и Порчо, дабы показать девушку смелой и уверенной в себе. В основном шла работа над языком пьесы, о чем говорят черновые записи. Здесь же есть пометка «изменить название». В рукописи 1955 года пьеса имеет заголовок «Алаахтыртхан пай» (Одураченный бай), но это название так и не стало известным. В народе уже знали и полюбили «Хорхло» после премьеры», - отмечается в материалах издания «Жизнь и творчество А.М. Топанова» Н.С. Майнагашевой (2013 год).

На протяжении всей творческой истории театра к поистине народной комедии Александра Топанова обращались постановщики: Иван Самохвалов (1942 год), Александр Топанов (1945 год), Александр Тугужеков (1958, 1976 годы), Сергей Болдырев (1990 год), Юрий Нестеров, Светлана Чаптыкова (2002 год). В деле создания музыкальной пьесы решающее слово принадлежит музыке и песне, которые являются неотъемлемой частью культуры народа, выразителем его ума и чувств. Режиссеры в тесном сотрудничестве с талантливыми современниками, музыкантами и композиторами Хакасии – Александром Кенелем, Георгием Челбораковым, Татьяной Шалгиновой наполнили комедию фольклорной поэтикой, изобилием тахпахов, звучанием народных музыкальных инструментов, хая (горлового пения), способствуя раскрытию национальной психологии.

«… Но началась война, и нам пришлось временно отложить постановку «Одураченный Хорхло», - вспоминает на страницах своих материалов «Записки режиссера» Иван Самохвалов. И только через год, в феврале 1942 года, началась предварительная подготовка к его постановке.

В тот период с театром активно сотрудничал композитор Александр Кенель. Александр Александрович по праву закрепил за собой первенство в деле создания профессиональной хакасской музыки. Достаточно только вспомнить каким тяжелым был 1942 год, чтобы оценить по достоинству самоотверженность Кенеля, который часто в невероятно трудных бытовых условиях писал жизнерадостную, светлую музыку для спектакля. За короткий срок ему предстояло сочинить три увертюры к актам, три музыкальные заставки к картинам, несколько хоров, дуэтов, арий, один большой танец – всего около пятидесяти музыкальных номеров.

В музыкальной комедии решающее слово принадлежит музыке, её мелодической и смысловой выразительности. Композитор Александр Кенель сумел подчинить свои замыслы общей идейной направленности пьесы и дать богатую музыкально-вокальную характеристику действующим лицам, подчеркнуть мудрость народа, раскрыть смешную сторону комедийных сцен. Он строг и точен в музыкальных характеристиках, и поэтому веселые, задорные песни Чанара не спутаешь с эпически спокойными, но внутренне страстными музыкальными монологами его друга Ожёна. Одна из лучших по выразительности и мелодичности ария Порчо – «Сердце тоскливо бьется, просится в песню мою…» - исчерпывающе характеризует нежную, задумчивую и безгранично любящую девушку. В музыкальных характеристиках отрицательных персонажей Кенель часто прибегает к юмору и даже сатирической заостренности.

Особое внимание композитор уделяет хорам. Они запоминаются своей мощью, верой в победу народа, торжество его разума.

 

Премьера спектакля «Алаахтыртхан Хорхло» А.М.Топанова

Время действия: 11 ноября в 18:30, 12 ноября в 17:00

Место действия: г. Абакан, ул. Щетинкина, 12, драмтеатр

Продолжительность спектакля: 2 часа 30 минут

Рекомендуемый возраст зрителя: с 12 лет

 

Справки по телефонам: 8 (390-2) 225-441, 223-883